Праздник — дело серьёзное. Впрочем, не только сербы это понимают. Честно говоря, найти различия между народами на событии, подобном сармиаде, дело столь же безнадёжное, как попытка выяснить, к какой кухне сарма принадлежит. Нет, безусловно, блюдо сие принято считать южным, греческим или турецким, кому и принадлежит заслуга донесения его на Балканы. Но вот незадача, оно могло появиться гораздо раньше у тюркских народов, известных предков венгров, с другой стороны, также утверждается, что маджары произошли из сарматской культуры. В общем, как бы там ни было, сегодня миру есть чему поучиться у Бачкой Тополы, что в очередной раз на одном поле собирает поровну два народа, сербов и венгров, которые заняты нормальными людскими вещами. Ну, знаете, выпить пива, обсудить вино, покрасоваться товарами, попытаться их продать, попеть-потанцевать, песни кстати исполняются по очереди на двух языках, как и обращения ведущих.
Но самое главное — это приготовить сарму и её же тут и съесть. Фарш в листе капустном долго ждать не любит. А после горяченького народ, известно дело, тянет на холодную ракию и тёплые объятия.
В этом году не было байкеров. Зато друзья автора этих строк, винные масоны из ордена “Вински висови”, принимали в свои ряды апатинца, чему поспособствовать удалось и вашему покорному слуге. В общем, это приятно, что журналист русский участвует в укреплении связи двух общин.
“Висовцев” журналист русский называет винными масонами со всей справедливостью, ну судите сами: необычная одежда, клятва, инициация и шпага, девиз и святой покровитель, как и у всякого ордена. Но самое главное – знания, хранителями которых они выступают. Даже если все они сводятся к манере пития, не стоит недооценивать эту сторону жизни, особенно на севере Сербии, где природа щедра, но, прямо скажем, скучновата, чтобы не напиваться, глядя на Дунай и бескрайние поля.
И подобно тому, как не останавливает поток великая европейская река, не замирает и жизнь, размеренно она делает свой оборот, чтобы вновь собрать старых друзей, под то солнечным, то пасмурным небом, к которому будет вздыматься дым от костров и звуки песни. Над кострами будут висеть котлы, а с песней будет бурлить жизнь.
Снова станут сновать тамбураши, выискивая господина не слишком трезвого и достаточно платёжеспособного, дабы пожелать музыкальное сопровождение везде, где он пойдёт в этот день.
По мере готовности сармы команды, как обычно, отнесут её на суд беспристрастно трезвый, а затем начнут угощаться сами и потчевать окружающих. Очень жаль, что вашар, то есть ярмарка, в этом году не стала раскидывать своих объятий, ибо только вчера отгремела. Тем не менее, сармиада была в этот раз и остаётся на будущее – знаковым событием Бачки и Баната, севера Сербии и живущих тут венгров, буньевцев и других народов, которые собираются в этот день, дабы ещё на год засвидетельствовать свою дружбу и добрососедство под одним небом, в одном плодородном крае, и воздать ему честь, отведав его плодов, столь бережно выращенных и собранных. Как, собственно, сама жизнь.
Добрыня Балканыч