вишеград

Вишеград: мост и не только

Тихо и спокойно мне не живется, нет бы наслаждаться тишиной и покоем, посещать музеи и выставки, ну, торговые центры, на худой конец… Но нет, дорожная пыль вновь вилась у моих ног, терлась ласковым серым котенком и звала за собой. В принципе, в моих планах было съездить в Биелину и Вишеград, и вот снова автовокзал в Белграде, его суета и толчея. И вот тут меня ждал первый сюрприз – автобус на Вишеград уходил в 10 вечера. А во сколько он приходит в город? Я не подумала об этом, видимо, сербское «полако» начало влиять и на меня)))

Итак, проведя день в Белграде, загрузилась в автобус и мгновенно уснула, все равно в окно смотреть было бесполезно. Перед границей у нас была остановка минут на 20, вот тут я и увидела темные громады гор вокруг. Сербская таможня провожала нас самым строгим досмотром. В автобусе было три человека с паспортами, все остальные проходили границу с личными картами, вся процедура заняла не более 10 минут и мы покатили дальше по абсолютно темной дороге. На боснийской таможне тоже не задержались, как я уже говорила, мой ПЦР-тест (точнее, его отсутствие) никого не заинтересовал, сертификат о вакцинации тоже, главное, что есть.

Около трех часов ночи водитель громко объявил «Вишеград!». Несколько человек вышли вместе со мной, но тут же потерялись в темных узких улочках. Вот и стою посередине улицы, что называется, картина маслом: «Ночь, Луна и запасной путь», И ни души… Заметила тускло освещенную надпись «Апартаменты» на подъезде трехэтажного дома, делать нечего, пошла туда. Потянула подъездную дверь, за ней тьма просто непроглядная. Не, не пойду я туда. Рассудив, что в ту сторону, куда укатил автобус, мне не надо, пошла в другую, решив, что он должен нас был высадить недалеко от центра. Ну, в общем, решила так: если не найду что-то подходящее для ночевки по приемлемой цене, до рассвета досижу где-нибудь в кафе или пойду в полицейский участок, ведь не выгонят же меня оттуда? А уже утром буду искать, где живет моя знакомая. Метров через 200 заметила работающее кафе, и уже было направилась туда, где на летней веранде сидели люди, но опять попалась на глаза надпись «Апартаменты». Заглянула. Лестница освещена фонарями с улицы. Естественно, ни кнопки вызова администратора, ни самого администратора не было. Только объявление, мол обращайтесь в такую-то квартиру. Дверь открыл сонный мужик, кивнул головой, что-то буркнул и снова закрыл дверь. Уходить или ждать? Но не прошло и минуты, как этот мужик, улыбающийся и уже одетый, вновь вышел уже с ключами в руках. Отвел он меня этажом выше и показал очень чистую и уютную квартиру с полным набором бытовой техники и посуды, небольшим балкончиком и вай-фаем. Идти куда-то дальше мне решительно не хотелось, и мы принялись торговаться, тем более, что у меня с собой были только сербские динары. И это, скажу я вам, непросто, когда познания в языке весьма ограничены. В итоге хозяин сделал мне хорошую скидку (туристов-то почти нет), я получила отличную квартиру и просто рухнула в кровать.

А вот утром оценила все прелести этой квартирки. Из окна был великолепный вид на горы, на балконе стоял стол и два кресла, вай-фай не тупил, единственное, что немного портило настроение – моросящий серый дождик. Ну и пусть, это не станет препятствием для прогулки по городу.

ракия

Как оказалось, в городе сдается очень много жилья, просто ночью я этого не заметила, есть и большая гостиница на центральной площади, но я решила остаться в той квартире еще на одну ночь. Центральная площадь встретила меня сонными торговцами сувенирами и спешащими по своим делам горожанами. Так, где тут магнитики? Заметив мой интерес, продавец молча протянул рюмку ракии, ничего себе, сервис у них))) В итоге, купила я у него магнитик, но вот динары он брал неохотно, а курс марки к евро посчитал, как 1:1))). Заметив мою покупку, остальные продавцы оживились и постарались продать мне еще кучу всякой мелочи, пришлось спасаться бегством))).

Я не любитель туристических мест, потому в Андричград не пошла, просто пошла по улицам в поисках нужной мне. Адрес нашла довольно быстро, договорилась о визите вечером и отправилась на кладбище Мегдан. Сербское военное кладбище я считала обязательным для посещения. Его открыли в начале 90-х, когда началась война в Боснии, но когда начали хоронить погибших солдат, выяснилось, что на этом месте уже есть захоронения, как печально заметил священник, который служил в церкви рядом, в Сербии очень мало земли даже для живых. А еще это кладбище называют русским, там похоронены русские добровольцы, которые погибли, защищая сербский народ, там же стоит и памятник, на котором перечислены имена всех погибших русских солдат.

К сожалению, кладбище было закрыто, тогда я еще не знала, что можно было попросить отца Александра открыть его, но обязательно приду туда еще раз. И до Русского креста на горе Заглавак тоже не добралась. А вообще, следы войны видны повсюду – это и пулевые отметины на стенах, и оставленные жителями дома, и острые взгляды местных жителей на чужака в нетуристическом месте. Но, наверное, о кладбище подробнее расскажу в другой раз.

Пока бродила по Вишеграду, поняла, что горы и туман можно фотографировать бесконечно, можно просто сидеть на берегу Дрины и снимать одну точку. И не будет двух одинаковых снимков. Вишеград покорял меня все больше с каждым шагом, хотелось ходить по нему и прикасаться к этой спокойной красоте, наблюдать за жизнью вокруг, все же в путешествии в одиночестве есть много плюсов.

мехмет паша

Конечно, не пройти по знаменитому вишеградскому мосту я не могла. Вообще-то, в Вишеграде три моста: два доступны для автомобильного транспорта, один пешеходный. Это мост Мехмеда-паши Соколовича. Он родился где-то в этих местах, но был увезен еще ребенком, стал Великим визирем и служил на этой должности при трех султанах. Мост необходим для надежной связи внутри Балкан и в 1577 году построен каменный мост длинной 180 метров из 11 пролетов. Во время Первой Мировой было разрушено три пролета, во время Второй Мировой – еще пять, полностью мост восстановлен уже в послевоенное время.

Иво Андрич

Есть легенда, что речная хозяйка очень противилась строительству этого моста и все время разрушала построенное. Но однажды она явилась одному из строителей и потребовала человеческой жертвы, потребовала, чтобы в опоры моста живьем замуровали двух близнецов по имени Стоя и Остоя. Убитая горем мать вымолила разрешение кормить грудью брата и сестру. С тех пор на опорах моста появляются потеки, похожие на молоко… Вот такая легенда. Но ее появление неудивительно. Нрав у Дрины крутой, вода очень холодная даже в разгар жаркого лета и довольно сильное течение. Наверное, поэтому с этого моста любят самоубиваться – шансов на спасение нет практически никаких. И вообще заметила, что ни в Сербии, ни в Республике Сербской народ не купается, многие совсем не умеют плавать и панически боятся воды. А в 2007 году мост внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

вишеград

Вечером сидели с моей знакомой, ели невероятно вкусный роштиль с одуряюще пахнущим домашним хлебом и разговаривали о жизни в Сербской. Знакомая не жаловалась на жизнь, но было видно, что живется ей очень сложно, тем более, что близких родственников у нее в Вишеграде нет. Напряжение в обществе ощущается и пожилая дама говорит, что у нее ощущения точно такие же, как были перед началом войны в 1990-91 году. Будем надеяться на лучшее.

Но пора было покидать этот теплый и гостеприимный дом, ведь завтра рано утром у меня был автобус на Биелину. Конечно, без неожиданностей не обошлось – прямого автобуса не было, нужно где-то делать пересадку. Мой знакомый подсказал самый простой с его точки зрения маршрут, но водитель автобуса внес свои коррективы, когда мы с ним немного разговорились и даже вернул часть платы за проезд.

Я попросила разрешение ехать стоя и не выпускала фотоаппарат из рук, жаль, конечно, что шел дождь, и капли на стекле иногда не давали снять удачный кадр. Пока мы ехали, водитель поздоровался со всеми полицейскими, дорожными рабочими, водителями грузовиков, просто прохожими, обсудил дела с постоянными пассажирами. Так мы и доехали до Соколаца, где у меня был примерно час до следующего автобуса. И здесь ждал сюрприз – за динары билет мне не продали. Хорошо, что разжилась евро.

Стоять или сидеть было решительно холодно и я пустилась в авантюру, но тогда я этого не знала. Я отправилась гулять по городу. Что бросается в глаза в Сербской – обилие памятников и мемориалов, посвященных погибшим в Отечественную войну 1992-1995 годов, и для многих эта война еще не закончена. Спросите, почему авантюра? Я опять упустила из вида, что транспорт тут живет своей жизнью и не очень подчиняется расписанию. Но мне повезло и в этот раз – автобус пришел и ушел во время. Теперь это был не большой и удобный автобус, а некое подобие раздолбанной газельки, в которой свободных мест не было.

В этот раз водитель тоже был лет пятидесяти, абсолютно седой и с пышными усами, с очень жестким и острым взглядом, этакий Акелла. Первая мысль – воевал. Моя догадка тут же подтвердилась, в этот автобус сел бывший сослуживец водителя, разговаривать тихо они и не подумали, потому я знаю, как отелилась корова, что Марко сегодня не работает, кто сколько кур держит, что умер Бранко.

Вишеград: мост и не только

Чем живет народ? Своим трудом. Невозделанных кусков земли я не видела, там, где невозможно что-то выращивать, пасется скот, практически у каждого дома – сено, много добывают камня, заготавливают лес. Крупных промышленных предприятий больше на севере, чем в южной части, архитектура тоже отличается, ближе к Баня Луке почти все дома оштукатурены, на юге это редкость, крыши в большинстве черепичные, но в самой Баня Луке и рядом попадаются и имитация черепицы.

Но вот и Биелина. Я приехала раньше, чем меня ждали, потому некоторое время сидела на автовокзале в ожидании Петара Цвиетиновича. Но это уже тема другого рассказа.