шайкача

Шайкача – национальный символ Сербии

Когда мы говорим о национальных символах Сербии, необходимо прежде всего разделить их на две группы. Первая группа будет состоять из официальных национальных символов, определенных конституцией, а именно герба, флага и гимна. А вторую группу составили бы неофициальные народные национальные символы, такие как: опанак, шайкача и флейта. Большой друг сербов, который, как никто другой понял душу нашего народа, знаменитый репортер Арчибальд Райс, говоря о религии сербов, сказал : “…ваш Бог носит доспехи и бороду Королевича Марко и шайкачу вашего ратника из Цера и Ядра, Каймакчалана и Доброг поля…”

Как случилось, что этот головной убор приобрел такое огромное значение и стал больше, чем просто национальный символ? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться к самому началу, а если мы говорим о шайкаче, то в 19 век, именно тогда она и появилась впервые.

Шайкача, то есть солдатский головной убор, «имеющий форму фуражки пограничника», была введена в Сербии приказом в 1870 году. Более конкретное название – шайкашская фуражка, как часть униформы конкретно пограничников, она получила в Постановлении 1876 года, так же предписывавшем народным старейшинам носить шайкашскую фуражку, что также было предписано для народного ополчения. Таким образом, шайкача вскоре была принята в качестве головного убора для солдат и низших чиновников. Со временем шайкашская фуражка стала называться короче – просто шайкача и стала очень характерным элементом военного костюма Сербии.

Таким образом, название «шайкача» идет от «шайкашской фуражки», а ее – от названия маленькой лодки – шайцы, которую навсегда и увековечила.

Шайкача - национальный символ Сербии

Очень быстро шайкача стала частью повседневной одежды сербских крестьян. Причина, скорее всего, кроется в том, что в то время обмундирование было на руках у крестьян для проведения более быстрой мобилизацией в случае нужды. А крестьяне не чурались использовать те или иные элементы униформы в повседневной жизни, так шайкача оказывалась на головах почти всех сербских крестьян.

Это был первый случай, когда деталь военной униформы была введена в гражданский обиход, до этого все было в основном наоборот, т.е. в сербской армии часто случалось, что какая-нибудь деталь национального костюма с некоторыми изменениями и доработками вводилась в использование в армии.

После Великой войны и Албанской Голгофы, тяжести и горести которых легли в основном на плечи обычного селяка, сербский крестьянин не захотел расставаться со своей изношенной шапкой. Более того, он настолько привязался к шайкаче, что после того, как старая шапка окончательно теряла свой вид и использовать по назначению ее становилось невозможно, он менял ее за новую, сшитую уже за свой счет.

Таким образом, вместо того, чтобы вернуться к шапке, которую его предки носили как часть национального костюма, сербский крестьянин выбрал шайкачу.

Причина такого решения, скорее всего, кроется в том, что освободительные войны подразумевали выход на территории, находившиеся за пределами привычного мира Сербии, перемещение больших масс населения привело к объединению сербского общества, несмотря на все имевшиеся прежде различия.

Шайкача - национальный символ Сербии

После войны, надевая военный головной убор и заслуженные награды, сербский крестьянин создавал образ заслуженного воина, подчеркивая свое военное прошлое, как важнейшую часть своей личности и указывая на собственный вклад в создание страны. К сожалению, политическая элита, как это обычно и бывает, забыла вклад в Победу и создание свободной и независимой Югославии обычного селяка сразу после войны, а растущее социальное неравенство неизбежно отодвинуло его вниз по социальной лестнице. Но у селяка осталась шайкача, со временем ставшая национальным символом всего сербского народа.

Елена Шахова

Поделиться новостью