Косово: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Интеллектуалы в Скупщине о Косово. Главное

Патриотическая парламентская коалиция 13 мая собрала в Национальном собрании круглый стол с участием виднейших современных сербских интеллектуалов. Выдающиеся умы современной Сербии обсуждали так называемый франко-немецкий план для урегулирования Косовского вопроса. Приводим главные выводы о самом скандальном событии последних лет для всей Сербии устами Слободана Орловича, Игоря Вуковича, Зорана Чворовича, Деяна Мировича, Бранислава Ристивоевича, Часлава Копривицы, Милоша Ковича, Драгана Петровича, Миши Дурковича, Бошко Обрадовича и Даниэля Игреца.

Профессор Слободан Орлович:

– Прошло четверть века с тех пор, как Запад сообщил нам, что не считает Косово и Метохию частью Сербии. Переговоры были начаты, прерваны, в том числе из-за одного важного момента, а именно провозглашения независимости Косово в 2008 году, чтобы перейти к еще худшей, более темной фазе, а именно к принятию, шаг за шагом, неконституционных договоров, начиная с Брюссельского соглашения. Франко-германское соглашение и ситуация на местах являются неопровержимым подтверждением того, что человеческих и институциональных прав для сербского народа нет.

Профессор Игорь Вукович:

– Сам франко-германский договор имеет четкие договорные стороны. Никто не может утверждать, что это соглашение, поскольку история была вокруг первого Брюссельского соглашения, здесь речь идет о Сербии и „Косово”. Таким образом, договаривающаяся сторона – это не Автономный край Косово и Метохия. Когда дело доходит до того, что мнение может быть выражено каким-либо представителем государства, а именно главой государства, главой правительства и министром иностранных дел, государство в принципе связано с согласием представителя, исходя из его функции и для всех актов, связанных с заключением договора.

Профессор Зоран Чворович:

– Что бесспорно, с точки зрения международного права, франко-германское соглашение является обязывающим. Среди прочего, применение соглашения договаривающихся сторон является доказательством того, что стороны приняли соглашение, то есть договор. Применение началось с того, что 2 мая Вучич и Курти согласовали текст Декларации о пропавших без вести. Албанские сепаратисты движутся в рамках одного четкого плана, в отличие от сербских политиков, которые видят, что их дом рушится, и стараются как можно меньше получить обломков на голову из того, что рушится, не пытаясь что-либо сделать, чтобы восстановить и сохранить этот дом.

Профессор Деян Мирович:

– Введение к франко-германскому соглашению, по поводу которого мы подали заявление на возбуждение уголовного дела два года назад, – это вашингтонское соглашение, а точнее статья 15, в которой Александр Вучич, нарушая законы и Конституцию этой страны, согласился на вступление так называемого Косово в международные организации после годичного моратория. Я ответственно утверждаю, что франко-немецкий план на самом деле является развитием статьи 15 Вашингтонского соглашения, основанной на договоре двух Германий 1972 года.

Профессор Бранислав Ристивоевич:

– Мне кажется, что мы уделяем слишком много внимания международно-правовым последствиям франко-германского предложения. По всей вероятности, мы будем все больше и больше в чистых международных отношениях решать эту проблему и пытаться сохранить жизнь и целостность нашего народа в Косово и, в конечном счете, целостность страны. Это означает, что все больше будет зависеть от того, насколько реально сильное государство и сильный, готовый и способный к борьбе народ, а не от того, говорит ли какое-либо положение международного права в наших интересах или против наших интересов.

Профессор Часлав Копривица:

– В случае добровольной сдачи Косово и Метохии сербский народ, сначала как национальная идентичность, а затем как политическое сообщество, не выживет. Я думаю, что это намерение Запада.

Профессор Милош Кович:

– Мы не очень выигрываем от взаимных обвинений, мы должны объединяться. Стороны должны сформулировать этот тип объединения. Этот блок может стать второй политической силой в Скупщине, а затем добиться гораздо лучших результатов. Объединение, без какого-либо права на ошибку. Мы видим, что у нас есть энергия и что у нас есть настроение в избирательном органе, которое можно сформулировать в одном государственном направлении. Все взаимные различия, возражения, когда речь идет о защите границ государства, следует отложить на второй план.

Доктор Драган Петрович:

– Когда мы смотрим на Косово и Метохию, мы видим упущенные возможности и выселение нашего народа. Меняется баланс сил в мире. Мы должны понимать, что у нас есть миссия. Мы должны бороться. Мы должны создать один альянс и социально-экономическую программу, которую могут составить уважаемые экономисты.

Доктор Миша Дуркович:

– Запад начал усиливать определенные процессы, в том числе отвлекать оппозиционную энергию от национально-косовского повествования. Все похоже на период до падения Слободана Милошевича. В Косово и Метохии остались еще образование, в каком-то широком смысле здравоохранение, в том числе Университет в Косовской Митровице. Уже ведется большая работа по сносу и этих двух систем. У нас нет политического класса, который мог бы это поднять. Нам нужно подумать, можем ли мы и как создать один новый политический класс.

Бошко Обрадович:

– Говоря о юридических и политических последствиях франко-германского соглашения, мы не завершили С перечнем юридических и политических последствий оспариваемых соглашений, начиная с первого и второго Брюссельских соглашений и заканчивая вашингтонскими соглашениями до сегодняшнего дня. По сути, мы не провели черту под вопросом о последствиях соглашений, которые еще больше усложнили положение Сербии и особенно затруднили положение сербского народа в Косово и Метохии. Предыдущие соглашения изменили возможности и вывод нашего государства с Севера КиМ в 2013 году. Сегодня это создает драматическую проблему для выживания сербского народа в Косово и Метохии. А франко-германское соглашение будет иметь еще более опасные последствия, потому что это означает, что впервые правительство в Сербии откажется от части государственной территории.

Даниэль Игрец:

– Я обращаюсь от имени сербской партии “Заветники”, которая предложила сформировать специальную группу по обороне Косово и Метохии с задачей подготовки всеобъемлющей национальной стратегии для переговоров по косовскому вопросу. Сегодня мы обсуждаем соглашение, которое имеет судьбоносные и далеко идущие последствия для сербского народа, и именно поэтому инициатива таких встреч должна исходить от тех, кто несет наибольшую ответственность за политику в отношении Косово и Метохии, а именно представителей нынешней власти. Я ответственно утверждаю, что признание де-юре является существенным и самым опасным следствием франко-германского плана. Несмотря на то, что в плане не упоминается термин „взаимное признание“, в международном праве важны действия, предпринимаемые государством, и только на основании этих действий оцениваются правовые последствия.

Поделиться новостью