Душан Достанич: Протесты в Сербии не контролирует никто

Деян Петар Златанович: студенты – чистое поколение, им не нравится, когда им лгут

«В целом ситуация в государственных колледжах как-то прояснилась. Все те, кто создавал проблемы для студентов во время учебы, учились в частных колледжах, поэтому в государственных остался настоящий средний класс. Так сказал один профессор. Он говорит, что чего − то не хватало, это беспокоило его, у него сложилось впечатление, что они безжизненны в том смысле, что у них не было такой проницательности, они не были склонны к мангупским формам, ему не нравилось, что среди них не было много мангупов-после стольких поколений эти ученики казались ему как бы дерзкими. И на самом деле это были дети, которые любили играть по правилам и любили чистые отношения, чистые счета. Это проявилось в этом студенческом протесте». Главный редактор издания «Србин.инфо» Деян Петар Златанович рассказывает о хронологии и природе протестов, уже несколько месяцев сотрясающих Сербию. Эксклюзивное видение и обширная картина – специально для читателей портала «О Сербии по-русски».

Деян Петар Златанович: студенты – чистое поколение, им не нравится, когда им лгут

Поэтому они быстро организовались, потому что у них не было кого-то, кто доставлял бы им неприятности, ставил подножки из-за личных интересов. Они быстро приняли эти пленумы, потому что среди них нет таких мошенников или людей, которые искренне хотели бы быть лидерами. Они трудолюбивы, дисциплинированы, потому что не хотят обманывать, чтобы добраться до призвания. Так что сразу и на улице было показано, как они организованы. Как будто по какому-то руководству во время акции протеста они разделились на службы, которые точно разделены по сегментам: это СМИ, это безопасность, это организация протеста, организация с точки зрения логистики и так далее. Помимо того, что они так разделились, они показали, когда они выходят на улицу, например, когда проводят несколько протестов в течение нескольких дней, что они настолько дисциплинированы, что они заботятся о каждой мелочи: как они занимают место, куда они приходят, действия в случае прибытия скорой помощи или когда кого-то нужно срочно эвакуировать, каким образом, как доставить логистику — ккак если бы это была армия. И в конце концов они убирают все за собой, как будто никогда не было протеста на этом месте.

Сербия не может похвастаться тем, что она чиста, как, например, Россия. Для всех нас было большим сюрпризом: они тоже об этом заботятся, поэтому мы шутим: эти наши дети, студенты, как если бы они были немцами, а не сербами в этом отношении. Очень важно, чтобы этот компонент учитывался, когда мы думаем о том, что делает этих детей такими, какие они есть. Еще один компонент, очень важный, показал, что именно потому, что им нравится играть по правилам и все такое, им не нравится, когда их контролируют.

Вот почему они легко отвергли этот сектор НПО, когда он пытался поставить их под свою волю или этот «Проглас» − потому что они поколение, которое настаивает на чистых отношениях; это тоже мой опыт, им не нравится, когда им лгут. Я думаю, потому что это поколение, которое помнит только Александра Вучича как человека, находящегося у власти. Они были очень маленькими, когда у власти был кто-то другой, а режим Александра Вучича специфичен тем, что он постоянно лжет через манипуляции со СМИ. Существует громовое отвращение среди людей в Сербии к этому, и особенно в самой молодежи.

Теперь мы говорим о том, находятся ли они под контролем. Я убежден, что профессора колледжа помогли им сформулировать требования, поскольку требования очень точные и очень хорошие, они угадывают суть, они не политические, поэтому вы не можете обвинить их в желании прийти к власти. Они просто требуют, чтобы государство функционировало, а прокуратура по закону и Конституции выяснила, что привело к аварии в Нови-Саде и в чем, и кто виноват, кто вызвал эту аварию.

Поскольку всем ясно, что это коррупция − и ни для кого не секрет, что за этой коррупцией стоит брат самого Александра Вучича, − правительство тем самым всеми способами пытается перевести эти требования на другой путь, на уровень политики, и закрыть рассказами о переходном правительстве и выборах историю о том, чтобы узнать через закон и Конституцию, кто виноват в аварии в Нови-Саде.

Студенты это признали, это признает и вся общественность, и поэтому они настаивают на роли Вучича. Потому что президент Сербии не имеет конституционных и законодательных полномочий вмешиваться в работу прокуратуры и решать эту проблему. Поэтому они все время вообще не обращаются к нему и избегают всякого диалога с ним, а прямо просят, чтобы прокуратура и судебная власть выполняли свою работу.

Должно быть, старшие объяснили им, почему так лучше. Вы можете объяснить это кому-то, но для того, чтобы этот человек принял это, он должен быть убежден в этом, то есть понимать пользу или эффективность такого требования и действия по отношению к властям.

Студенты сразу поняли это, потому что, как и большинство людей, они были недовольны оппозицией. Если бы в Сербии были честные выборы, которые не были бы украдены, где принцип «один человек – один голос» действительно соблюдался бы до конца, я убежден, что большая часть оппозиции не переступила бы избирательный порог, что правящая партия не получила бы даже 10% голосов. И что, как и в Румынии, США на президентских выборах, где вышел один человек, до сих пор неизвестный, получил бы наибольшее количество голосов – чтобы получить наибольшее количество голосов от людей, которые в настоящее время неизвестны. Со всей политической элитой население Сербии очень недовольно, и особенно молодежь, все исследования показывают это. Одна из причин, по которой большое количество молодых людей уезжает из Сербии, — это недовольство политической элитой, то есть ощущение, что в этом обществе царит несправедливость и что государство не функционирует, прежде всего в судебной системе.

Судебная власть на первом месте, когда люди говорят, чем они недовольны, то есть недовольны тем, как соблюдается закон в Сербии. И они видят виновника в контроле политических элит над судебной властью и прокуратурой. Это не только при Вучиче, до него это считалось главной проблемой, но теперь это заметно – это чувство выражено среди людей и особенно среди молодежи…

Начало: Часть 1, Часть 2.

Продолжение следует

© 2011–2025 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 78266. Учредители: Мишнева Е. Н., Неклюдов Д. А. Главный редактор: Неклюдов Д. А.

e-mail: [email protected] Телефон редакции: +7 (921) 376-03-10

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+

О нас   Редакция