Огнян Веселинович: княжеская жатва

Огнян Веселинович: княжеская жатва

Один из самых чудовищных эпизодов турецкого правления над оккупированными сербскими землями в своем тексте раскрывает специальный корреспондент издания «О Сербии по-русски» в Баня-Луке Огнян Веселинович.

Прошло ровно 220 лет с начала «Резни князей», события, непосредственно предшествовавшего Первому сербскому восстанию и процессу окончательного освобождения сербского народа от турецкого рабства. Турецкая «резня князей» являлась частью чудовищного плана турецкого оккупанта, который планировал сначала убить всех более умных, грамотных и сообразительных сербов на территории Смедеревского Санджака (сегодня территория столицы Белграда), а на втором этапе убить всех сербских мужчин от 14 лет, чтобы управление Сербией и сербским народом было легче для турецких преступников.

В целом сербы во время османской оккупации жили в катастрофическом положении. Худшим положением на европейском континенте во время османской оккупации был христианский «рай» в османской системе шариата, который терпелся только в той степени, в которой с него взимались налоги или чтобы он использовался для рабства, крепостного права и принудительного труда. Единственным способом избежать такого положения, которое было уготовано сербам-христианам, было принятие ислама или эмиграция в Австрию, Венецию и так далее, где они сталкивались с давлением принять католицизм или поселиться в самых труднодоступных высоких горах и ущельях, куда турки особо не заходили.

Огнян Веселинович: княжеская жатва

Жизнь наших предков под турецкой оккупацией напоминала то, что мы видели на примере недавнего Исламского государства ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.) в Сирии и Ираке и положение христианских общин под ними. Лучшим примером этого является основной закон Османской империи Коран-ар-Радж, провозглашенный на основе законов шариата вторым халифом Омаром ибн аль-Хаттабом, одним из основателей халифата Мухаммеда в VII веке. Согласно этому закону, который применялся Османской империей на всей своей территории, всем христианам и евреям в завоеванных странах запрещалось строить религиозные постройки. Монастыри и церкви, пережившие регулярные разграбления и сносы, могли существовать под турецким надзором, но восстановление храмов было строго запрещено. Христианам запрещалось покупать землю, а также владеть поместьями и домами. Наши предки не имели права выступать и отстаивать свои права в суде. Им запрещалось ездить на оседланной лошади, носить саблю или какое-либо другое оружие, а при встрече с турком они должны были стоять в стороне, снимать шапки и кланяться в пол, чтобы поприветствовать его. Также были запрещены продажа вина, ракии и всех спиртных напитков, а также содержание виноградников. Запрещалось также гравировать христианские имена на печатях, носить крест или Библию и т. д. Даже громкая речь в домах была строго запрещена.

Христианские кладбища мусульмане могли перепахивать и сеять на них, когда хотели. Христиане платили суровый налог «джизи», который составлял до 90% от общего дохода, и такой налог также был одним из основных факторов давления на сербов ради принятия ислама. Об аномалиях и измышлениях османской системы, таких как «кровавая дань», кулук, читлук, порабощение, массовые изнасилования и так далее не надо тратить слова.

Таким образом, мы приходим к другой аномалии османской системы, которая представляет собой конфликт между элитными частями турецкой армии, «янычарами», с султанами и центральным правительством в Константинополе (называемым «портой») по поводу привилегий и распределения богатства.

В конфликте между янычарами и турецким султаном Селимом III (1789-1807) они в ожесточённой атаке в 1796 году захватили крепость Смедерево, затем Белград, и установили свою власть на всей территории Смедеревского Санджака («Белградского округа» – прим. авт. для русских читателей).Среди тех янычар, в управлении Смедеревского санджака, выделяются «великие дахи»: Аганлия знаменосец, Кучук-Алия, Мулла Юсуф и Мехмед-Ага Фочич. Вскоре они устанавливают правительство, основанное на самом ужасном насилии и произволе, они немедленно отменили привилегии, которые султан Селим III дал сербам в 1793 и 1794 годах. Они сами собирали налоги и другие повинности, судили и управляли по своей воле, и каждого, кто выступил бы против них, ждала верная смерть.

В конце 1803 года дахиджи получили сведения, что сербы, «как только гора позеленеет», поднимутся всеобщим восстанием в ответ на террор дахийских преступников и их янычарской армии. Ранее, в том же году, известные сербы из Валево решили восстать. Самый уважаемый среди сербских князей Санджака Смедеревского Алекса Ненадович из Бранковины близ Валево написал письмо австрийскому полководцу о намерениях сербских воинов взять в руки оружие. Благодаря предательству одного из сербов это письмо попало в руки дахи.

Чтобы предотвратить планы восстания, турецкие дахии решают осуществить ужасный план, согласно которому каждый мусульманин (управляющий округом, т.е. представитель паши в санджаке, отданный ему в качестве арпалука) в своем районе из Смедеревского Санджака следует убить местного сербского князя и других почтенных людей. Эти убийства наиболее уважаемых сербов, известные как «Княжеская жатва» или «Резня князей», должны были быть осуществлены в кратчайшие сроки и в засаде, чтобы сербы не успели организовать какую-либо форму сопротивления.

План состоял в том, чтобы верой или обманом собрать в одно место всех видных сербов, народных князей, священников, монахов, купцов, бывших воинов и булубашей, имеющих военные знания и опыт, а также всех, кто умеет читать и писать, и убить их молниеносным налетом. Таким образом, они считали, что непослушный сербский народ будет обезглавлен, останется без лидера, и им будет легко управлять и манипулировать.

Второй этап их ужасного плана включал в себя уничтожение всего сербского мужского населения старше 14 лет. Именно из-за важности устранения самых умных и уважаемых сербов в первой части плана сами дахиджи и янычары взялись за вырезание и истребление национальных лидеров. Фочич Мехмед-Ага отправляется в Колубару и Мачву, Мула Юсуф в Подунавле, а Кучук Али в Поморавле.

В те годы каждый серб носил «голову в мешке», то есть был в постоянной опасности. Неизвестно количество семей, не только наиболее уважаемых сербов, которые были полностью истреблены в те годы, до начала Первого сербского восстания. Насильственная смерть была для сербов повседневным явлением. Прижатым к стенке, в голой борьбе за биологическое выживание, ничего не оставалось, как взять в руки оружие и рискнуть всем.

По имеющимся данным, было убито от 75 до 150 сербских князей и монахов (к сожалению, окончательный список так и не был составлен), и среди них был самый уважаемый серб, князь Алекса Ненадович из Бранковины, который, скорее всего, и был бы лидером о великом запланированном восстании. Однако среди отрубленных голов не было одного из самых важных и разыскиваемых, Караджордже, сбежавшего из Дахиджама в лес.

В 1804 году он возглавит сербский народ во всеобщем восстании, потрясет до основания Османскую империю и откроет балканским народам врата грядущей свободы!

Поделиться новостью