Огнян Веселинович: границы Сербии очерчены кровью героев

Огнян Веселинович: границы Сербии очерчены кровью героев

В очередном тексте автор издания «О Сербии по-русски» из Баня-Луки Огнян Веселинович рассказывает о первом сербском восстании, «Сретенской Конституции» и Башне Черепов, как главном храме сербского мученичества.

В 1804 году в Сербии произошло важное событие, положившее начало Первому сербскому восстанию против Османской империи. В тот день сербы под предводительством Караджордже Петровича собрались и решили оказать сопротивление турецкому правительству. Это событие стало поворотным моментом и основой сербской революции в борьбе за свободу и восстановление государственности, а также искрой, которая превратилась в пламя и осветила путь будущим поколениям.

Это событие известно как «Сретение», потому что оно произошло в праздник Сретения, который отмечается в православном христианском календаре как день первого явления Иисуса Христа в храме в Иерусалиме. Эта дата стала символом сербской борьбы за свободу и независимость, и сегодня она отмечается в Сербии как национальный праздник.

Также с сербской революцией начался процесс освобождения христианских народов Юго-Восточной Европы от турецкого ига. Восстание греков 1821 года последовало примеру сербов. Во время Первого сербского восстания (1804–1813) в рамках восстановления сербской государственности Караджордже был создан, среди прочего, ряд важных институтов, необходимых для постепенного формирования государственного устройства. Великая школа, главным образом благодаря Доситею Обрадовичу, первому министру (покровителю) образования восстановленной Сербии, считается далеким началом сегодняшнего университета в Белграде.

Первая конституция Княжества Сербия, известного как Сретенская, была принята в 1835 году в Крагуеваце. Конституция состояла из 14 глав и 142 статей. Она представляла разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную, а также провозглашение свобод и прав граждан. Одной из важнейших особенностей Конституции было провозглашение личной неприкосновенности, свободы передвижения, занятий и полного юридического равенства всех граждан. Феодальные отношения были полностью отвергнуты, как и рабство. По сравнению с конституциями других европейских стран того времени Сретенская Конституция была чрезвычайно прогрессивной. 

Для сравнения: некоторые европейские страны с момента их возникновения и в силу своего колониального характера, особенно Соединенные Штаты Америки, продолжали практиковать рабовладение и не имели аналогичной конституции об освобождении рабов до 1865 года, намного позже сербской конституции. Этот факт свидетельствует о либертарианской традиции сербского народа, но также и о лицемерии «цивилизованного» Запада и сегодняшних «европейских» ценностей. Те же страны, которые построили основы своих государств на спинах рабов, на ресурсах бесправных народов и их украденных землях, сегодня считают Сербию не частью европейского континента, а скорее страной «третьего мира».

Сербия знает свои корни, она подарила «Европе» священную королевскую родословную Неманичей и защитила ее от османских захватчиков. Сербия построила свой фундамент на костях своих мучеников, которые не захватывали чужое, а лишь защищали свое. Сербию выковал Караджордже с помощью пушек, мушкетов и повстанческих винтовок, восстановив государственность, освятив Косово, освободив народ, находившийся в рабстве 300 лет, а в самых южных регионах – почти 500 лет! Мы уважаем других, но не отдаем свои границы, потому что они не были проведены росчерком пера на бумаге великими державами, наши границы были проведены кровью сербских солдат и Фермопильскими ущельями в долинах и холмах, создавая его нынешнюю форму.

С момента ее создания за Сербию было проведено бесчисленное количество битв, ярких битв, которые породили величайших героев прошлого и новой эпохи, но сербы известны тем, что празднуют как победы, так и поражения, потому что даже из поражения мы уходим с достоинством, не сдавшись, на костях мучеников, оставив зародыш свободы и надежду будущим поколениям, но и страшный пример того, как надо бороться. Процитирую президента России Владимира Путина, который лишь подтвердил один непреложный факт: «Знаете, я скажу одну сложную вещь – вы можете уничтожить, но не можете сломить и подчинить себе сербов».

Сегодня, дорогие читатели, я напишу вам о славном поражении, на котором Сербия основала свою государственность и решила бороться до конца, о том, что она скорее умрет и потерпит неудачу, чем будет жить в рабстве.

В 1809 году отношения между Турцией и Россией обострились. После безрезультатных переговоров конфликты вспыхнули снова. 12 марта 1809 года Порта объявила, что сербская армия одержала одну из самых блестящих побед в новейшей истории, разгромив турецкую армию практически с голыми руками в сражениях при Иванковаце, Мишаре и Делиграде.

Султан послал Бечира-пашу, боснийского визиря, чтобы успокоить повстанцев и казнить дахи, но и это не сработало. Вот почему султан в 1805 году приказывает новому белградскому Хафиз-паше подавить восстание. Однако сербы встретили пашу и разгромили его и его армию в битве при Иванковаце. В 1806 году султан послал большую армию из Боснии и Ниша в сторону Сербии. Повстанцы разгромили обе армии: Босанскую у Мисара и Нишскую у крепости Делиград. Вскоре они заключили Ичковский мир с Турцией. Русские убедили повстанцев отказаться от мира Ичко, поскольку они начали войну с Турцией. В 1807 году сербы освободили Белград и вместе с русскими начали сражаться против турок в Неготинской нахии и выиграли три сражения. В 1809 году сербы освободили весь Пашалук и некоторые части Боснии и Новипазарский Санджак. В 1809 году они были разбиты турками в битве при Чегро из-за несогласия герцогов. Россия заключила Бухарестский мир с Турцией в 1812 году. Согласно положениям восьмого пункта мира, повстанцы должны были получить автономию. Но сербы на это не пошли и уже в 1813 году турки со всех сторон напали на Сербию и завоевали ее. Караджордже вместе с наиболее уважаемыми старейшинами переехал в Австрию, а затем в Россию. 15 и 16 февраля отмечаются в Сербии как День государственности в ознаменование начала сербской революции.

Огнян Веселинович: границы Сербии очерчены кровью героев

Битва при Чегро — одно из решающих сражений Первого сербского восстания между сербскими повстанцами и турками. Это произошло 31 мая 1809 года на холме Чегар недалеко от Ниша на юге Сербии. Герцог Стеван Синджелич отличался своим героизмом. Не сумев победить численно более сильные турецкие войска, сбежав в окоп, Синджелич выстрелил из пистолета в подземный пороховой погреб. В результате страшного взрыва погибли все сербские солдаты и многие турки. В знак мести и предупреждения турецкий паша приказал построить Челе-кулу на въезде в Ниш из черепов павших сербских повстанцев. В Челе-кулу было встроено 952 черепа, и сегодня она является символом борьбы сербов за независимость.

Сербы одержали одну из самых блестящих побед в новейшей истории, разгромив турецкую армию практически голыми руками в боях при Иванковаце, Мишаре и Делиграде.

Эти два события начала XIX века, безусловно, зажгли искры свободы и демократии сербского народа и государства, и оба символически произошли в великий религиозный праздник Сретение.

Самый страшный памятник, свидетельствующий о цене государственности и свободы народа – Башня черепов. Черепа героев, вмурованные в башню, встроенную в историю и суверенитет государства Сербия, свидетельствуют о том, как дорого платит серб за свою свободу, и смотрят на нас со стены умоляющим взглядом.

Я родом из маленькой страны на Балканах, где есть храм — и он больше, красивее, ценнее и святее, чем любой другой. Этот храм расположен в сербском городе Ниш и называется ЧЕЛЕ КУЛА.

Этот храм был построен из черепов и костей моего народа. Нация, которая вот уже пять столетий стоит стальной дамбой на пути к Азиатскому морю у южных ворот Европы.

А если бы все черепа и кости были использованы, то можно было бы построить храм высотой в триста метров, такой же ширины и длины, и каждый серб сегодня мог бы поднять руку и показать — это голова моего деда, моего отца, моего брата, моего соседа, моего друга, крестного отца.

На протяжении пяти столетий Сербия своими черепами и костями защищала Европу, чтобы она могла жить счастливо. Мы костями затупили турецкие сабли и сразили дикие полчища, которые горным вихрем устремились на Европу. И не за одно десятилетие и не за одно столетие, а за все те столетия, что лежат между Рафаэлем и Ширером. За все те белые и красные века, в которых Европа осуществляла реформацию религии, реформацию науки, реформацию политики, реформацию труда, реформацию всей жизни. Когда Европа смело исправляла и богов, и людей из прошлого и когда она проходила чистилище, физическое и духовное, мы, как терпеливые рабы, сражались с врагами ее, защищая вход в это чистилище.

Другими словами — пока Европа становилась Европой, мы были ее забором. Живой и непроницаемый забор, дикие шипы вокруг ручной розы. На Видовдан 1389 года сербский князь Лазарь со своим храбрым войском встал на Косовом поле на защиту христианской Европы и отдал свою жизнь за защиту христианской культуры.

Огнян Веселинович

Поделиться новостью