Радикальный ислам на Балканах: все, что вы хотели знать, но боялись спросить. Часть 5

Радикальный ислам на Балканах: все, что вы хотели знать, но боялись спросить. Часть 5

В нашем новом мини-цикле – ответы на главные вопросы о том, насколько идеология радикального ислама затрагивает современное пространство «сербского мира», существует ли угроза со стороны последователей ваххабизма обострить обстановку на Балканах, а также в какие территории региона можно считать проблемными и кто стоит за распространением религиозного экстремизма в Боснии и Герцеговине, Сербии и Косово. Нашим экспертом выступил специалист по радикальному исламу и кандидат политических наук, пожелавший остаться анонимным.

Можно ли говорить о том, что в рядах албанских сепаратистов Косово и Македонии сильны идеи радикального ислама, или же ими больше двигает национализм?

Анализ исторической эволюции албанского ирредентизма является крайне важным для понимания современных проблем балканского региона. В ряду базовых характеристик поведения албанцев, проживавших в разных странах и участвовавших в различных конфликтах и войнах, исследователи выделяют: транслируемое в поколениях ощущение чуждости и нелояльности к стране, в которой они родились (прежде всего, это Сербия, Македония, Османская Турция) на фоне преданности высочайшего уровня идеологии албанизма, главная цель которой создание общего всеалбанского государства. Многолетние исследования Центра изучения современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, итогом которой стало четырехтомное издание документов «Албанский фактор кризиса на территории бывшей Югославии», позволили ученым выявить закономерности (характеристики) в поведении албанцев в борьбе за создание паналбанской политики на протяжении веков. Это преданность великоалбанской идее и постоянство в ее реализации; этапность; расширение ареала проживания албанского этноса за счет активной миграции в соседние страны и высокой фертильности албанских женщин (т.н. демографическая война); использование для достижения целей идеологии албанизма методов насилия и террора. Название объединительной паналбанской идеи на албанском языке звучит как Shqipëria Etnike, что в буквальном переводе означает «Этническая Албания», что четко отражает стремление к объединению и созданию национального государства.

Начало сотрудничеству радикальных исламистских террористических структур и албанских националистических группировок было положено в период Второй мировой войны в том числе и в рядах дивизий СС. Тогда же произошло широкое проникновение экстремистских и террористических практик в албанское национальное движение. Дальше, с самого начала своей деятельности АОК, НОА, АОПМБ и другие более мелкие ирредентистские албанские отряды были связаны с международными исламистскими террористическими организациями. Многочисленный источники свидетельствуют о том, что в 1998 и 1999 гг. сотни исламских наемников сражались в рядах паравоенной-террористической организации АОК. Наемники прибывали из Алжира, Афганистана, БиГ, Пакистана, Саудовской Аравии, Хорватии и даже Чечни. Больше всего исламских наемников в КиМ прибывало из Боснии и Герцеговины, в которой, по разным оценкам, в период с 1992 по 1995 гг. воевало от трех до шести тысяч «воинов джихада». Также, такие организации как «Эль-Харамейн» (организация пожертвований для мусульман), «Организация саудовской особой помощи для Косово», «Всемирный Фонд Помощи» (создан по инициативе Бен Ладена), «Игасса», «Гуманитарный Исламский Фонд», «Фронт Исламского Спасения», финансировали албанскую террористическую деятельность.

Албанский культурный и национальный код, а также клановая структура их общества, всегда будет сильной доминантной дающей крепкие рамками в их мировоззрении, несмотря на некоторые успехи укрепления радикальной идеологии в албанском этносе, которые являются крайне ограниченными. Так, например, в войне на Косово и Метохии, албанский фактор задействовал связи с международными террористическими организациями, при покровительстве США, всего лишь в качестве инструмента поддержки для достижения своих национальных целей в регионе.

Беседовал Владимир Басенков

Продолжение следует

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Поделиться новостью