ислам на Балканах

Радикальный ислам на Балканах: все, что вы хотели знать, но боялись спросить. Часть 2

В нашем новом мини-цикле – ответы на главные вопросы о том, насколько идеология радикального ислама затрагивает современное пространство «сербского мира», существует ли угроза со стороны последователей ваххабизма обострить обстановку на Балканах, а также в какие территории региона можно считать проблемными и кто стоит за распространением религиозного экстремизма в Боснии и Герцеговине, Сербии и Косово. Нашим экспертом выступил специалист по радикальному исламу и кандидат политических наук, пожелавший остаться анонимным.

Какие страны и конкретные регионы можно считать наиболее проблемными на Балканах с точки зрения распространенности в них идеологии радикального ислама?

Наибольшую опасность этот процесс представляет для стран, где компактно проживает мусульманское население – это Босния и Герцеговина, юг Сербии (Санджак), северо-западная часть Северной Македонии, частично признанное Косово, Албания, части Черногории. Но, прежде всего это Босния и Герцеговина, где политическое руководство боснийских мусульман в лице политической партии СДА, являющейся региональным подразделением организации «Братьев-мусульман» (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.), и имеющее тесные связи с руководством Аль-Каиды (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.) и другими террористическими организациями. Сегодня, на территории Боснии и Герцеговины, имеют место сотни ваххабитских поселений, которые находятся в определенных частных домах, а которые они называют маджид – это практически культовые сооружения без минаретов, в которых совершают свои общие молитвы. И они являются частью тех самых импровизированных маленьких джамаатов, оторванных от всей уммы – так называемых параджамаатов (параллельных джамаатов). Важно ответить на вопрос: как возникли параллельные джамааты, как возникли ваххабитские общины в Боснии и Герцеговине? По окончанию войны в БиГ для США было выгодно оставить всех моджахедов на одном месте – на территории БиГ – чтобы их легче было контролировать, отслеживать и даже направлять по мере необходимости. Это подтвердил и глава миссии ООН, американец Жак Кляйн, выступая публично. Так возникли ваххабитские общины. Так были созданы так называемые параллельные джамааты. Это джамааты, не являющиеся частью Исламской религиозной общины БиГ и не признающие ее интерпретацию ислама. В рамках данных структур ведется основная работа по распространению идеологии радикального ислама и осуществляется радикализация бошнякской молодежи. Здесь есть аспект нелегального обучения и продвижения незаконных школьных программ для детей, которые не уважают программы этих школ, существует аспект полигамии, который проявляется и широко практикуется в этих параджамаатах. Таким образом, параллельные джамааты являются ударом по всем боснийским мусульманам с точки зрения идентичности. Они также представляют собой угрозу безопасности для выживания христиан в Боснии и Герцеговине и источник угрозы безопасности для региона и всей Европы. В итоге, современная Босния и Герцеговина – идеальное убежище не только для иностранных боевиков-террористов и прекрасная вербовочная зона, но и центр для распространения и укрепления радикального ислама как в регионе, так и в Европе.

На данный момент, существует ряд структур, занимающихся обработкой сознания молодежи и финансированием распространения пропаганды радикального ислама – сеть ново построенных мечетей, преимущественно на деньги из исламских стран, ваххабитские поселения, сеть международных исламских НКО, определенные культурные центры. Здесь важно отметить и практику, согласно которой отобранные по разным критериям студенты позже отправляются в исламские школы в Саудовскую Аравию, Пакистан, Йемен, Египет. По возвращении в данные страны и регионы после четырехлетнего обучения молодые люди формируют собственные группы или ячейки, плотно вписанные в сеть исламских структур.

Главную роль играет внешний фактор, речь идет прежде всего о роли США и Великобритании, которые исторически финансировали, выращивали и использовали радикальный ислам в качестве инструмента для достижения своих геополитических целей в разных точках Евразии. Великобритания, по словам многим специалистам в данной сфере, всегда строго контролировала, отслеживала и управляла политическими подходами и платформой действий «Братьев-мусульман». Как Босния и Герцеговина была превращена в военную базу НАТО для нанесения ударов по исламскому миру, окружению, региону и даже Европе, также, Украина превращена в военную базу для ударов по России.

Страны Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория и частично признанное Косово), не будучи членами Европейского союза, тем не менее, плотно вписаны в европейскую повестку дня. От безопасности этого региона в значительной̆ степени зависит стабильность всей̆ Европы. Импортированный с территории БиГ радикальный ислам распространился на общины Албании, Косово, западной части Северной Македонии, части Черногории и Сербии (прежде всего в районе Санджак).

Салафо-ваххабитское движение в Северной Македонии как организованная структура впервые появилось в 1997 году, когда в республику стали массово возвращаться лица, получившими образование в Саудовской Аравии и Йемене. Радикальные исламисты, преимущественно ваххабиты, обосновавшиеся в Македонии, поддерживают контакты с исламистскими организациями из БиГ, Албании, Косово, СА и других исламских странах. Некоторые из них принимали непосредственное участие в войне в БиГ, а некоторые принимали участи в конфликте в Македонии в 2001 году в единицах НОА (Национально-освободительная армия). В республике существуют три радикальных исламистских течения: ваххабизм, салафизм и таблическое собрание. Самое распространённое – ваххабизм. Этнический состав ваххабитского движения: преимущественно албанцы, македонцы-мусульмане (торбеши), незначительное число боснийских мусульман и турок. Лидеры – албанцы из Скопского региона, у которых имеются прочные связи с такими же структурами в Косово. Ваххабитское движение в основном сосредоточено в Скопском регионе и в сельской местности северо-западной части Македонии, где люди бедные и неграмотные. Значительные ваххабитские общины расположены вдоль границы с Косово, в Куманово, Тетово, Гостивар и Струга. Основная деятельность радикальных структур направлена на пропаганду радикального ислама в целях рекрутинга новых «воинов джихада». Целевая аудитория – молодежь в возрасте 16-20 лет. Отбор проходит в несколько этапов: общие беседы о несправедливом устройстве мира; присоединение к группам в НПО и социальных сетях; распространение экстремистской литературы среди своих знакомых; изменение образа жизни (одежда, молитва, круг знакомых, отстранение от семьи); выполнение определенных заданий и т.п. В итоге, «избранные» отправляются либо на получение образования в Саудовскую Аравию и Египет, либо в лагеря в Албанию, БиГ или Косово, а затем фронт в горячие точки. В Македонии только по дороге из Скопье до Гостивара построено 88 новых мечетей. Практически, в каждом населенном пункте Македонии сегодня есть мечеть. Даже там, где не проживают мусульмане. Также, в целях распространения радикального ислама, основные силы ваххабитов направлены на:

1) поддержание строительного бума новых мечетей, который начался с середины 1990-х годов. Мечети строятся за счет частных компаний и неправительственных организаций из Саудовской Аравии, Кувейта, Малайзии, Катара, Ливии, Турции. Хотя есть редкие случаи, когда в качестве их спонсоров выступают правительства этих стран. Больше всех средства вкладывает правительство Саудовской Аравии, преимущественно для открытия школ и распространение ислама, в том числе и на организацию паломничества в Мекку и Медину. Перевозку верующих оплачивает правительство СА;

2) получение контроля над исламской религиозной общиной Македонии при поддержке молодых мусульман, получивших образование в исламских странах и посредством взятия под свой контроль мечетей с помощью насильственных методов.

В Санджаке – регион на границе Сербии и Черногории – проживает около 300 последователей ваххабизма. В Сербии в основном ваххабиты проживают в районах Нови Пазар, Сеницы и Прибоя. Здесь же действуют такие исламские экстремистские организации, как «Ваххабит» и «Красная роза». Сосредоточение приверженцев ваххабизма в этом регионе объяснима историческими и национальными условиями: в Санджаке более половины населения – это сербы-мусульмане, имеющие тесные связи с боснийскими мусульманами. Кроме того, с каждым годом здесь увеличивается доля албанского населения. Ваххабизм в Сербии не является автономным явлением, а был в значительной степени импортирован из БиГ в конце 1990-х годов. По свидетельствам местных жителей, первые ваххабиты появились в Санджаке в 1997 году, что сразу же отразилось на изменении ритуала молитвы в мечетях. В общинах черногорской части Санджака – прежде всего, это Биело-Поле и Рожае – с каждым годом увеличивается численность мусульман как сербского, так и албанского происхождения. В ряде муниципалитетов, в том числе в Беране и Улцине, а также в столице республики существуют небольшие группы ваххабитского толка.

Используя сеть гуманитарных организаций с помощью радикальных имамов, Саудовская Аравия и другие исламские страны Персидского залива распространяют ваххабизм в Косово посредством строительства новых мечетей, методов создания невротического страха и запугивания, рекрутинга (включая женщин и детей) бойцов, которых отправляют воевать в конфликтные зоны на Ближнем Востоке. Город Призрен идентифицируется в качестве основного центра деятельности исламистских экстремистов на Косово. Здесь действует мечеть «Jeni Mahalla», которая не является частью местного исламского сообщества, а ее имам Мазлам Мазиллуми признается самым радикальным проповедником в Косово. Местной экстремистской группой «Войско Аллаха» руководит Самедин Джезаири, имеющий контакты с Аль-Каидой. В настоящий момент в Косово действуют более 800 мечетей, 240 из которых были построены после 1999 г. и которые обвиняются в пособничестве распространению ваххабизма как часть долгосрочной стратегии Саудовской Аравии по преобразованию традиционного ислама в ваххабизм. Также, многим выделяется стипендия на изучение ислама в Саудовской Аравии. Поток денежных средств, которыми финансируются ваххабиты в Косово часто происходит через третьи страны, чтобы скрыть свою цель и назначение.

В БиГ ситуация еще серьезнее. Только в Сараево уже построено 140 мечетей, включая мега-мечеть Короля Фахда. Финансирование строительства культовых сооружений в основном ведется Саудовской Аравией. За период с 2003 по 2013 гг. саудиты потратили около одного млрд евро на распространение ислама на Балканах.

Агентство помощи странам третьего мира (TWRA) – первая организация, внесенная в список НАТО, также является наиболее важной̆. Агентство помощи странам третьего мира было основано в Вене суданцем Эльфатихом Хасанеином в 1987 году вместе со своим братом Сукарной Хасанеином. Его возглавляет комитет, членами которого являются Эльфатих Хасанейн, Хасан Ченгич, Ирфан Левакович, Хусейн Живаль и Дервиш Джурджевич. Все члены являются высокопоставленными должностными лицами политической партии СДА, и все они были судимы вместе с Алией Изетбеговичем в 1983 году, за исключением Ирфана Леваковича.

Во время гражданской̆ войны в Боснии и Герцеговине боснийское правительство с мусульманским большинством проигнорировало эмбарго Организации Объединенных Наций на поставки оружия и закупило оружие на черном рынке на сотни миллионов долларов. Незаконные поставки оружия доставлялись в Боснию для нужд боснийской армии и моджахедов в контейнерах, помеченных как гуманитарная помощь. По данным австрийских следователей, 350 миллионов долларов из мусульманских стран и радикальных исламских движений были переведены в Боснию через банковские счета Агентства по оказанию помощи странам третьего мира. По оценкам западных разведывательных источников, по крайней мере половина этой суммы была потрачена на незаконную закупку оружия и подпольную доставку боснийской правительственной армии. Помощниками Агентства помощи странам третьего мира в проведении джихада в Боснии были: Иран и Судан (крупные взносы), Саудовская Аравия (наибольший вклад), Пакистан, Турция, Бруней и Малайзия, а также Усама бен Ладен.

Агентство по оказанию помощи странам третьего мира было связано с шейхом Омаром Абдель Рахманом, радикальным египетским священнослужителем, осужденным за организацию серии террористических актов в Нью-Йорке, и связанным с группой, которая напала на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке в феврале 1993 года. Агентство помощи странам третьего мира имело офисы в Загребе, Риеке, Сплите, Мостаре, Огейсине, Дрвенике, Книне, Високо, Сараево и Стамбуле.

Беседовал Владимир Басенков

Продолжение следует

Радикальный ислам на Балканах: все, что вы хотели знать, но боялись спросить. Часть 1

Поделиться новостью