Рождество Христово – для большинства сербов значимый праздник. Став традицией, важно, чтобы не потерялся его смысл. О том, как воспоминание явления в мир Спасителя стало защитой общества от секуляризации и возвращения язычества, рассказывает профессор юриспруденции, известный сербский интеллектуал Зоран Чворович.
— Принимая во внимание тезис Ивана Ильина о том, что религиозные обычаи народа являются «духовным актом», с помощью которого люди создают свою культуру, живые сербские семейные обычаи, посвященные Сочельнику и Рождеству, являются доказательством жизнеспособности традиционной христианской культуры сербов после всех десятилетий усилий коммунистов Броза Тито, западных либералов и глобалистов, чтобы «подрезать» духовные корни сербскому народу.
Православные христианские обычаи, которые передаются в одной семье из поколения в поколение и которые делают из семьи то, что святитель Николай (Велимирович) называет домашней церковью — лучшей защитой не только от Духа секуляризма, но и от репаганизации. Хотя сегодня мы далеки от православного идеала семейной жизни, которым жили наши предки и который так чудесно описан в русском «Домострое», у сербов по отношению к народам западных христианских римско-католических и протестантских традиций сохранился глубочайший христианский смысл этих рождественских праздников, так как до сих пор сохраняется институт семьи и родственных связей.
Во внутренних районах Сербии, Республики Сербской и Черногории, — гораздо больше, чем в мегаполисе, таком как Белград. Об этом лучше всего говорят полные храмы на рождественской литургии. При этом гораздо больше на Рождество, чем на Пасху, у сербов наблюдается переплетение церковного и национального, что является ключевой чертой Святосавия, которое епископ Николай (Велимирович) называет «православным христианством сербского стиля и опыта».
Поэтому Сочельник и Рождество — возможность не только собрать семью, но и охватить в молитве и мыслях нашу большую семью — наше милое сербство. Как-то, как правило, в канун Рождества я всегда вспоминаю сербских мучеников наших дней, генералов и государственных деятелей, осужденных Гаагской инквизицией, особенно доктора Радована Караджича и генерала Ратко Младича. Желаю, чтобы Вифлеемский Богомладенец посетил, исцелил и утешил этих наших страждущих, которые сделали все, что мог православный христианин, — они положили свою жизнь за своих братьев.
Еще можно добавить: Вифлеемский Богомладенец сегодня с русскими солдатами в окопах от Херсонской до Курской области, потому что они не только защищают свое Отечество от западных квислингов в лице ВСУ, но и право на выживание и самобытность всей православной христианской цивилизации.