В чем заключено символическое послание о том, что Христос, будучи по людскому происхождению представителем императорской династии, проник в самые простые, беднейшие семьи, а не в императорские дворцы, а в вертеп? Что могло бы быть в словах современников мощного мира и мира правления, которые так или иначе признают праздник Рождества как праздник? И как христианство изменило человечество? Отвечает заместитель председателя парламента Сербии, доктор культурологии Йован Янич.
— Христос был зачат чудесным образом, но родился только от Женщины. Он — Богочеловек, то есть, и Бог, и Человек, а Его происхождение – Небесное. Он рожден, чтобы прийти на землю, чтобы искупить людей. Христос рождается в холодных яслях, то есть в холодной среде, это говорит о том, что этот мир холоден, что здесь нет тепла, недостаточно любви. мир весь во зле лежит.
Вы можете представить, как за это время этот мир «сломался». Но Христос приходит искупить грехи человеческого рода и спасти человеческий род, тех, кто хочет спастись. В этом символ Рождества. Празднуя Рождество, мы не только празднуем этот акт рождения Сына Божия на земле, но и рождение Христа в нас самих, в нашем сердце, мы духовно перерождаемся и каждый из нас идет к Богу. С Рождеством мы посвящаем себя истине, справедливости и любви, всему, что Христос приносит нам, и на чем этот мир теперь стоит.
И как мы празднуем Рождество и другие праздники, мы тем показываем, какие мы люди. Но в то же время, празднуя Рождество, мы показываем свою идентичность, потому что то, что мы празднуем, мы посвящаем себе, это создает нашу идентичность, как христиан и народа.
К сожалению, наш мир, православный мир, во времена коммунизма сильно отошел от своей веры, то есть от самого себя, и он недостаточно понимает послания Бога, послания Священного Писания. Христос есть Царь, но не такой царь, каким его представляли иудеи там, где он родился, и другие люди, не просветленные духовно. Он царь не в смысле этого мира, с материальным богатством, он царь, которому принадлежит Царство царств, это Царство Небесное. И только самый усердный может получить это царство. Об этом царстве говорит Христос, и оно вечно, а царство этого мира — преходяще и тленно. Это царство не имеет тех ценностей, которые придает ему человек, захваченный материализмом. Итак, когда мы говорим о Христе как о императоре, мы говорим о Царстве в вечности, а не о временном царстве.
Когда мы говорим о христианстве, мы говорим не только о вере. Да, это вера, но вера как движущая энергия, та, что ведет человека к жизни, и он духовно преображается. И христианство не только изменило человечество с точки зрения веры, оно принесло все существующие изменения, потому что все, что возникает этом в материальном мире, это же происходит и в духовном мире. Итак, есть христианство, это точка, откуда распространяется всякая культура, а культура — это все, что создал человек. Христианство ознаменовало не только наш духовный мир, духовную жизнь, но и материальный мир, который возник и был создан под влиянием христианской веры. Мы видим следы христианства, то есть дух христианства, вплетенные во многие материальные объекты и продукции, не только в духовные блага, не только в книги, в изобразительное искусство, музыку, но и в строительство, и в архитектуру, даже в земледелие, потому что оно пронизано духом веры.
В заключении хочу поздравить братский русский народ с праздником Рождества Христова. В царской России, когда шел пост, в том числе и Рождественский пост, менялся образ жизни, переставали работать развлекательные заведения. Все было направлено к ожиданию великого события, или Рождения Христа, или Воскресения Христова, или праздника святых апостолов, Богоматери… К сожалению, тем временем, с приходом большевиков, эта преемственность была прервана, и наш православный народ сильно пострадал. Хорошо, что сегодня и русский, и сербский, и любой другой народ возвращаются к своим христианским православным корням, к своим православным традициям. Мы видим и радуемся духовному преображению, духовному просветлению в русском народе, русском государстве и русской культуре.
Я хочу, чтобы русский народ был стойким в своей вере и упорствовал в том, что свято и добродетельно, в защите своего Отечества и своего народа и в сохранении самых светлых традиций из всего святого, если так, то это на благо сербского народа и всех остальных. Мы смотрим на русский народ, на Россию как на мать, у нас нет никого ближе, и вы можете только представить, как мы радуемся успехам России и всему хорошему, что делает Россия и что приходит из России. Христос рождается, и истина рождается, что все — к добру ведет, как говорил наш святой владыка Николай.