Каково духовное значение праздника Рождества Христова? Почему сегодня важно, чтобы сербский народ продолжал его отмечать? И зачем поклониться Спасителю пришли персидские волхвы? Отвечает певица, актриса, отшельница Симонида Станкович.
— Праздник Рождества Христова для меня всегда имел огромное духовное и лично значение, кроме семейного и общего контекста. Лично, потому что уже с начала декабря, а особенно с 19-го числа и периода зимнего солнцестояния 21.12 (и, конечно, 06.01) чувствую что-то особенно светлое, спокойное и духовное, с детства до сих пор. Прежде всего из-за любви к Исусу. А и природа зимой находится в особом состоянии, как и внутренний мир человека; это время созерцания, интроспекции, особенного внимания на внутреннюю, духовную жизнь; ощущение примирения и ожидания чего-то нового, рождение новой жизни. В природе все спит под снегом, инеем и льдом. А солнце, занимающее центральное место на Земле и в нашей системе — снова «рождается».
Как великий мировой и сербский ученый, астрофизик/астроном отец климатологии, «волхв и жрец» небесной механики — Милутин Миланкович созерцал, что есть цикличность в природе и есть космическое согласие, музыка небесных и земных движений в абсолютной Гармонии. Этот его «канон» пересечен и по Вертикали, и по Горизонтали духовного и физического мира, не позволяя никакого рассеяния или разделения. Циклы небесной механики — непосредственная причина земной динамики. Столкновение с силами над-рационального опыта и над-индивидуальными условиями существования доступны только целостному яству человеку, яству традиции и континуитета — и только из этого яства возможно понять Идею Центра — Высшей Реальности, скрытую от глазах современного человека разоренного ума и ограниченного партикулярном реальностью.
Именно Эта Идея Центра находилась веками в пределах Мифа и Религии, а высшая Наука эту идею только подтверждает. Все великие религиозные события и ключевые моменты истории сбывались в соотношении с солнечными циклами. Солнце, как и Земля, солнечная система, Галактика Млечного Пути, Космос и Природа — всё это сотворено Богом, а не наоборот; поэтому славить новое рождение Солнца — не какое-то идолопоклонство, но одновременно прославление Божьего создания в целом. Славить природу и человека отдельно от Бога — это нецелостный подход. Это не возможно раздельно от Божественной творческой Энергии и Духа без которых не было бы мира видимого и невидимого. Отмечая зимнее солнцестояние, как один из важнейших частей циклов в Природе на Земле, одновременно прославляется Дело Божье, Сотворение.
Смотреть на человека, Природу, Землю, Солнце и Вселенную, отдельно от Божьего сотворения — не стоит. Все ключевые мистические событии в мире, включая самые главные христианские праздники — Пасха, Богоявление, и Рождество Христово — в сочетании с космическими сигналами. Об этом говорит Канон Миланковича как и Библия — а суть его — Интеграция сознания Цивилизации, Целостность, Единство — в Боге. Так целостно надо смотреть и на человека, на его гармонизацию с собой, с Природой, с Космосом, а это невозможно без Бога. Целостный взгляд на даты солнечного цикла, в том числе на Зимнее Солнцестояние — само себе разумеет и целостный взгляд на событие Рождества Христова, понимая, что не случайно в том же периоде родился Богочеловек, Спаситель Мира, второе лицо Бога…
Это событие случилось в определенном моменте содействием Святого Духа и Природе, поэтому Младенец Христос — и Бог и Человек одновременно. Это событие важно для каждого человека лично и для Человечество в целом. Состояние человеческой души, чувства и мысли в этом периоде — и все что сопровождает это состояние человека и Природы, происходит именно из этого цикла, но оно воздвигнутого на совсем новый, высший уровень — рождением Спасителя человечества божественным способом.
Личное спокойствие, но одновременно и семейное собрание, чувство связи с другими и желание поделится радостью со всем окружающим — главные чувства Рождества. Гармонизация внутреннего и внешнего мира, и понимание существования Высших Божественных Сил, воплотившихся в Богочеловеке — Боге Любви, Рождение Нового Человечества в Вечности.
Для Сербов отмечание Рождества имеет особое значение и огромную важность по двум причинам:
1. Праздник в народной традиции с одной стороны связан с древними обычаями, Солнцем и Культом Предков(то что называется в Антропологии и Этнологии – «старая вера», связана с зимним Солнцестоянием (Солнцеворотом, Коловратом), значит, циклом в Природе и в Космосе, короче — Рождением «Нового Солнца»), но одновременно и самое главное;
2. С Рождением Младенца Христа, или «малого Бога», «Божича», то есть – «Божич Бата» как Сербы ласково называют Богомладенца.
Тоже ласковое название и для Бадняка (сакральное дубовое жертвенное древо, бревно и ветки дуба).
Сербы ему поют:
«Ой, Бадњач Бадњаче, ти наш мили рођаче» («Ты наш милый родственник!»), поскольку Бадняк связан с Культом предков. У Сербов сохранилось древний обычай жечь Бадняк — дубовое рождественское древо — на вечер Сочельника — (древний европейский и славянский обычай без которого у Сербов Сочельник отметить невозможно.)
Это центральное событие накануне Рождества, когда все в семье собираются и жгут Бадняк в родном очаге вечером (одно и тоже делается чуть раньше, едут на конях, с большим Бадняком — в 16 часов Сочельника и жгут его на дворах церкви, с народом и духовенством. Позже, особенно ночью, по обычаю, стреляют из огнестрельного оружия… почти до сих пор).
Ужин постный: погача (рождественский хлеб), мед, орехи, чернослив, рыба, фасоль, обязательно сидят на соломе на полу дома, где находится очаг и где жгут Бадняк; по пол бросали орехи на 4 стороны света, в 4 уголка дома, молились и поужинали, после чего все ехали в Церковь на полночную Литургию. После церкви — семейная молитва в доме, рождественский обед с печеницой (жаренным поросенком), с особенно изготовленным рождественским хлебом, с честницей и вином.
Праздник Рождества Христова — самый важный у сербского народа и можно сказать что важнее славы (древного обычая культа предков, который в таком особенном виде празднуют только сербы). Можно даже сказать, Божич (сербское народное название для Рождества), стал в течение веков — и народным, то есть — национальным праздником, помимо своего универсального, общехристианского значения (из-за особенных исторических причин и драматических условиях, которые повлияли и ещё боле подчеркнули развитие сербской культурной идентичности).
Поэтому, невозможно для сербов не отмечать Рождество, которые выжили в разные исторические фазы, включая австрийское, венгерское, латинское, прежде всего — османское давление, а особенно репрессии агрессивного атеистического титоизма в XX веке. Сербский народ, пережив все это и продолжая своим особенным образом праздновать Рождество (вопреки постоянных войн, различного рода погромов, биологических и культурных геноцидов), доказал, что есть надежда, что Сербы продолжат праздновать и в будущем все свои и древние народные и прежде всего, христианские праздники, вопреки новых опасностей и пагубного влияния «либерального» глобализма, технократии и разбоженного человечества.
Конечно, что у Сербов (кроме вышеупомянутого древнего народного аспекта), существует и чисто духовный, христианский аспект Рождества и в Сербской Православной Церкви, а также и в народе, особенно в духовной и культурной общественной элите, Рождество отмечается благочестиво, с погружением в истинный духовный смысл этого события: и коллективно, в церквях, и — глубоко личностно.
Важно подчеркнуть что истинный, самый глубокий смысл Рождества — один: Рождение Спаса Человечества и тем — рождение нового человечества в Любви! Да, смысл этого события многослоен, и у некоторых народов имеет свои особенности, но прежде всего — вселенский, универсальный, поскольку отмечают Рождество Спасителя все народы в мире и поэтому национальная обаятельность и особенность только в службе этой Универсальности.
«Чудны пути, Твои, Господи…».
Все не так, как большинство людей обычно себе представляет… или как поверхностно интерпретируются иногда пророчества и их толк и смысл. Они обычно и не осуществляются, ни воплощаются буквально, так как их воспринимают на первый взгляд, и даже не всегда, ни таким образом, как словно описаны, ибо они часто представлены в метафорах, аллегориях, и параболах, в которых и скрыт их глубокий смысл, который не каждому дано понять.
Иногда, Бог хочет показать нам, что не все и всегда так, как мы ожидаем, что есть и то что называется — Судьба, или ещё лучше — Волья Божья и Чудо.
«Не кому сказано, а кому суждено!»
«Человек снует, а Бог решает!»
«А есть и словно — Чудо!»
Великие события — они таинственные, мистические; они часто бесшумные, тихие, не происходившие из мирского, шумного, страстного и пристрастного, и высокомерного, а из скромного, внутреннего поля, глубоко погруженного в духовный мир и посвященность Божьему Делу на помощь человечеству. Так именно произошло с этим важным мистическим событием 2000 лет назад, когда мудрецы (волхвы, маги, жрецы) тогда существующих религий, пришли в Вифлеем поклониться родившемся Богочеловеку Христу. Они пришли, получив Откровение свыше, и глубоко ощутив важность этого момента. То, что получили одновременно и это Откровение свыше, и поняли смысл и важность события для судьбы мира и человечества, именно и есть доказательство того, что они настоящие мудрецы и истинно духовные и боголюбивые люди. Ведь мудрость, боголюбивость, богоугодность, понимание Тайны и признание Святого Духа, такими действиями, делами и целеустремленностью как их проявили волхвы — и доказывается.
А самое главное — получить благодать Откровения свыше посредством Святого Духа, это уже Чудо, которое не является каждому; это надо заслужить. Очевидно «языческие волхвы», в том числе и жрецы зороастризма (их называют Три Короля, Три Мага, или Три Мудреца), заслужили такую большую Честь и божью Благодать. Остальные (тоже высокие представители одной из религии того времени, причем — представители именно этой, которая является монотеистической и претендует (притворяется) быть Богом выбранной и единственной религией в которой должен появится мессия и которая имеет право ожидать мессию на основании многочисленных пророчеств и их интерпретаций) — именно они не пришли. Они не только что не пришли, но сделали все (вместе с представителями своей секулярной власти) — чтобы до этого не дошло. Ирод приказал перебить всех тогда родившихся в Витлееме младенцев. Это тоже не случайно. В таких вопросах случайностей не бывает. В этом и скрыт ответ на вопрос, что Бог хотел показать Человечеству выбравши представителей не этой религии, которая утверждает, что именно в ней должен появится Мессия, а других древних религиях — чтобы пришли к Христу на поклон.
Надо понять, почему пришли в скромный вертеп поклонится воплощенному Богу и Спасителю Мира, именно представители высокого духовенства религии античного мира, в том числе аутентичной индоевропейской авестийской, зороастрийской религии. Называть их язычниками (в том обычном, уничижительном смысле слова, который их уравнивает с примитивными, почти дикими видами рано-религиозного человеческого мировоззрения) — неприлично. Особенно если содержание, смысл и дух их учений, знаний и сакральных писаний — совсем неизвестен тем людям, которые их так называют.