Где жить лучше: в городе или на селе? Такой вопрос ставил ещё Момо Капор. Правда, с его времен разница, им указанная, как преимущество города, ушла в историю. Ныне на селе можно купить и газет, и сигарет после 22 часов, а кое-где имеются заправки, работающие нон-стоп, так можно заправиться в их магазинах закусками с выпивкой и после полуночи. А уж в некоторые вечера сёла сербские закатывают концерты со звёздами столичными, что города могут показаться тихой провинцией.
К таким вечерам можно отнести дни Славы сельской в Кляичево. Мы уже ознакомились с кулинарными соревнованиями, что озаряют деревню в светлое время суток не менее, чем солнце. А с наступлением темноты софиты освещают улицы села, заслоняя и месяц на небе. Как и звёзды сходят на землю.
К числу которых в этом году можно отнести «Фрайле» и «Атеист Рэп». Сложно сказать, кто тут «на разогреве», так же, как и соотнести музыкальные их стили, нельзя сопоставить и величину. Панк-рок-легенды со своим «Момцы се врачаю у град» и «Огненным лимузином», конечно, известны на все Балканы. Журналист русский пришёл на их выступление с сыном, благо, сцена у нас, считай, под окнами… так что мы б всё равно не спали. Прикорнули некоторые заезжие панки, не выдержав доброй дозы алкоголя, которого на селе всегда больше, чем в городе. И наши люди, конечно, из желания поддержать, покупали пиво у разбившихся вдоль главной улицы киосков, но в первую очередь алкоголь разливался бесплатно из соседских дворов. Среди продавцов, кстати, была и недавно переехавшая пожилая супружеская пара словенцев-художников, а были и наши бабушки с домашней кондитеркой. Их панк-рок ничуть не смущал. На Балканах он, как и его слушатели, не стареют. Да сама группа «Атеист Рэп» жжёт уже больше 30 лет.
«Фрайле» немного моложе, имею в виду историю группы. Участницы же для Кляичево вообще дети. Дети села. Они отсюда, будем считать, что всем составом. Наташа Михайлович призналась, что она из града – Винограда, но Кляичево её удочерило.
Мама же и Папа Елены и Невены Бучи сидели на крыльце школы, которой сёстры слали пламенный привет. Вообще про школу в своей речи певицы сказали много добрых слов, что справедливо, ибо она и правда прекрасна, а чтобы становилась ещё лучше, «Фрайле» пообещали часть средств с концерта ей задонатить.
Это было встречено бурными овациями, да и вообще руки и ноги односельчан в тот вечер не имели возможности отдохнуть. Плясало всё село, лучи прожекторов пробивали небо, а вдоль торговых улиц петляли люди в поисках освежения. Так, среди напитков даже совсем по-городски подавался джин-тоник.
Конечно, подавляющая часть села в восторге от «Фрайл», как своих. Да и сама Елена заявляет:
– Мне когда-то говорили: куда ты, девчонка из села?.. И вот мы сейчас! Так что дерзайте.
Но никогда нельзя исключать женской конкуренции. Наша самая лучшая чевапджиница (кафе, специализирующееся на чевапах — прим.ред.) на селе заявила журналисту русскому:
– Я б ни за деньги на их концерт не пошла! Кто их ещё слушает!
Она ходила на Митара Мирича (исполнитель сербского патриотичного фольклора).
Жуя чевапи, ваш дописник (журналист – прим. ред.) не мог ничего возразить, хоть на концерте и было народу в два раза больше, чем в селе живёт…
Часть классических меломанов пошла слушать классических краишников, традиционно сидя за столом, тем самым, за которым котлы соревновались (об этом рассказ ЗДЕСЬ).
Одним словом, не знаем, как там в городе, но бывают такие вечера на селе, где всем слушателям места хватит и на вкус любой.
Добрыня Балканыч