На днях лидер партии «Двери» Бошко Обрадович заявил, что политическое объединение выступает за восстановление Королевства Сербии. По его мнению, если в стране не будет восстановлена монархия, никогда не удастся окончательно порвать с коммунистическим наследием. Также Обрадович подчеркнул, что «конкретного монарха выберут граждане, когда для этого придет время». Партия «Двери» представляет правоконсервативное крыло сербской политики, а на предстоящие в апреле выборы объединение идет в коалиции с монархистами. Прокомментировать заявление Обрадовича мы попросили его «коллег» по «правому флангу» – Неманю Шаровича и Мишу Вацича.
Председатель партии «Любовь, Вера, Надежда» Неманья Шарович:
Монархия в Сербии осталась в прошлом. Очень небольшое количество граждан Сербии, всего 2-3%, хотели бы возвращения монархии. С другой стороны, президент Александр Вучич сосредоточил в своих руках больше власти, чем любой современный европейский монарх в просвещенных странах. Он непосредственно руководит правительством Сербии, но также имеет полный контроль над судебной системой и Национальным собранием. Вучич может произвольно конкурировать с султаном Брунея, папой Римским и королем Саудовской Аравии, а не с суверенами европейских конституционных монархий.
Сербскому народу не терпится отстранить его от власти, и сама мысль о том, что его сыновья могут сменить его на посту власти, кажется гражданам Сербии страшнее любого кошмара!
Председатель партии «Сербские правые», кандидат на пост президента Республики Сербия Миша Вацич:
В Сербии монархия существовала с момента основания страны. Республикой она стала только с 1945 года, после коммунистической революции. Таким образом, республике 77 лет, а нашей монархии сотни лет. Это было княжество, деспотия, королевство и империя. Если монархия должна быть восстановлена, вопрос в том, в какой степени? Почему как королевство, если у нас был статус империи. Так что это спорный момент. Тогда кто будет монархом? Династия Неманичей не имеет потомков. Династия Обреновичей не имеет потомков. Династия Карагеоргиевичей больше не имеет права на престол, потому что король Петр II отрекся от власти. Его сын всего лишь наследник престола, от которого отказался его отец. Я думаю, что лучшая форма правления — это модифицированная республика, где у правителя был бы более длительный срок пребывания у власти. Чтобы он мог спокойно посвятить себя работе на благо страны. Россия расцвела за 22 года правления Владимира Путина. Результата за одну ночь добиться невозможно.
В то же время я против принципа первородства. Чтобы власть была наследственной, ведь у хорошего правителя не обязательно должен быть сын, который тоже будет хорошим правителем. Отношения между главой государства и государством должны быть подобны отношениям главы семьи и остальными ее членами.
Но нельзя потерять демократическую легитимность прямых выборов правителей гражданами. Даже монархи провозглашались в средние века на церковно-народных собраниях.
Сербия должна быть сербской. Неважно, Республика это или Монархия, важно, чтобы глава государства выступал в роли хозяина и защитника Родины и народа. Помимо проблем «белой чумы», оккупации Косова и всех других проблем сегодняшнего дня, я считаю, что тема возрождения монархии бесполезна, потому что она вызывает ненужное разделение внутри общества в Сербии. Нам нужно единство и патриотическое государство.
Но если вы спросите меня, какое название мне больше нравится: Королевство Сербия или Республика Сербия… Я скажу: прекраснее их – Сербская империя.
Беседовал Владимир Басенков
Фото – корона династии Караджорджевич