Одна из главных тем сегодня в Сербии – это, конечно, предстоящие внеочередные выборы в Скупщину. Не будем касаться предыстории этого вопроса, о нем написано довольно много и с разных точек зрения, да и не интересно это сейчас нам. Не секрет, что практически в любой стране, где выборы проводятся, примерно треть людей, имеющих право голоса, выборы игнорируют по разным причинам: кто-то не верит в их честность и верность результатов, кто-то считает, что его это не касается, а достаточно споров в кафане за рюмкой ракии, кому-то просто лень идти до избирательного участка, ведь так не хочется покидать любимую уютную кафану.
По большому счету, все силы, которые участвуют в выборах известны, их позиции ясны, сторонники и противники определены. Но в любой момент может выскочить некий джокер, который повлияет на мнение и решение принять участие в выборах именно той трети избирателей, что находятся в тени.
На этих выборах таким джокером может стать движение «МИ – ГЛАС ИЗ НАРОДА» (“МЫ – ГОЛОС НАРОДА”).
О выборах и не только мы поговорили с адвокатом Бранко Лукичем, одним из основателей и активистов движения «МИ».
– «МИ» – что это? Это политическая партия, общественное движение, объединение общественных организаций? Что объединяет таких разных людей?
– «МИ» – это просто группа людей, которые много лет знакомы между собой, имеющие схожие взгляды на жизнь, мир, Россию и Сербию. Мы хорошо понимаем происходящее и его последствия, понимаем какая опасность грозит России и хорошо осознаем важность связи России и Сербии, знаем, что Россия нам помогает и будет помогать, несмотря на то трудное положение, в котором она сама находится.
Мы (активисты) стали общаться с началом специальной военной операции на Украине, разных людей стали приглашать выступать в качестве экспертов в программу «Актуальности» (это некий аналог Соловьев-лайф), мы говорили о том, что происходит в мире, о конфликте НАТО и России на территории Украины, о различных вопросах геополитики. Так собралась наша команда: Синиша Лепоевич, Александар Павич, Бранко Павлович, Драган Стоянович, Зоран Янич, Митар Ковач. Мы начали что-то обсуждать и работать вместе, ведь каждый из нас является большим профессионалом в своей области. Около 5 месяцев назад было организовано движение «МИ», а я к нему присоединился чуть позже.
Я в свое время участвовал в работе Гаагского трибунала, так что, поневоле тоже разбираюсь в вопросах истории, политики, геополитики. Я защищал таких высокопоставленных лиц, как генерал Младич, генерал полиции Лукич, и обязан был разбираться в происходящем, делать прогнозы на будущее. Даже сам ход суда зависит от геополитической ситуации в данный момент и точности прогноза развития ситуации.
К сожалению, суды в Гааге завершились в другой геополитической ситуации, думаю, решения этого суда были бы иными, начни к тому моменту Россия борьбу за мультиполярный мир против американской и западной гегемонии.
Так что такое «МИ»? «МИ» – это группа людей, которая хочет пробудить сербский народ, очистить его разум от всего того, что хочет вложить туда западный гегемон. Он теперь хочет поработить нас психологически и морально, как это уже было сделано военно и экономически, у нас уже отнимают часть территории. А теперь он хочет, чтобы серб был счастлив, что отдаст Косово, что введет санкции братскому русскому народу. А «МИ» говорит, что это не счастье, это не путь Сербии. Но при этом мы не политическая партия, мы просто группа неравнодушных граждан, возможно, когда-нибудь мы и станем заниматься политикой, ведь у политических партий больше возможностей сотрудничать с другими предприятиями, организациями. Но сейчас мы просто несколько человек, которые хотят сделать что-то хорошее для наших сограждан. Мы будем счастливы, если соберем необходимое количество подписей и пойдем на выборы, но осталось не так много времени. Может быть, мы и не будем участвовать в выборах, я никогда не состоял ни в одной политической партии, да и все основатели «МИ» не занимались политикой. Это большие профессионалы своего дела, аналитики, а не участники политических баталий. «МИ» – это голос народа.
– Для чего вы идете на выборы? Какова ваша конечная цель?
– Частично я уже ответил на этот вопрос. Повторюсь, что наша цель – исправить те аномалии, что очевидны в сербском обществе, которые появились благодаря деятельности Влады и партии большинства, цель – по возможности учитывать интересы всех групп населения, ни с кем не ссориться. Нам не нравится, что избирательные кампании ведутся на американский манер, когда оппонента поливают грязью, делают достоянием общественности моменты частной жизни, такая кампания нас не интересует. На своих медиаресурсах мы обозначили наши приоритеты, любой человек может ознакомиться с ними.
Среди прочих вопросов, лично меня очень волнует вопрос разоружения сербского народа. Это Евросоюз хочет для начала разоружить наш народ (а я член Правления Национальной Ассоциации владельцев оружия Сербии, единственной организации, занимающейся гражданским оборотом оружия). Да, Европа хочет разоружить сербов, так было и во время Второй Мировой войны, когда нацистские оккупанты у сербского населения начали изымать оружие на территории Независимой Державы Хорватской, а после устроили геноцид. А сейчас это происходит в Сербии. Поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы процесс разоружения сербского населения был прекращен. Мы знаем, что грядут тяжелые времена, Европа борется с количеством оружия на руках населения. Но Европа вынуждена бороться с нелегальным оружием, а сербы, по их мнению, должны бороться с легальным.
А между тем по статистике 8,0% преступлений с применением огнестрельного оружия совершены с применением оружия служебного (это армия и полиция), но вы не можете отобрать служебное оружие, люди выполняют свой служебный долг с ним. Только один процент преступлений совершен с использованием огнестрельного оружия, находящегося на руках легально. Остальные преступления совершаются с использованием нелегального оружия. Но к сожалению, все меры, которые принимаются государство – это меры против легального оружия и его дисциплинированных и законопослушных владельцев, оттого эти меры и не имеют никакого эффекта. Это глупость невероятная!
Но кроме вопроса разоружения, нам близки вопросы укрепления связей с Россией, Китаем, Ираном, никогда – в Евросоюз и НАТО, это категорически. Это наша борьба – не отдадим Косово, Сербскую православную церковь. Нет нам места в Евросоюзе и НАТО, их стараниями у нас практически уничтожена или выкуплена промышленность. Будущее мира и Сербии мы видим в БРИКС.
– Как вы думаете, кто будет вашим основным избирателем?
– Мы видим тех людей, которые приходят к нам и отдают подписи для нашей регистрации на выборы, а это уже около 10 000 человек. В основном, это люди, которые никогда в жизни не принимали участие в выборах, это люди, которые говорят, что не видят, за кого они хотели бы голосовать, они не хотят голосовать ни за оппозицию, ни за власть. И таких в Сербии 30-35 процентов, а это очень много. Именно для таких людей мы и представляем свои программы, мы встречаемся с людьми, приходим к ним. Мы не политическая партия, не организация, конечно, у нас есть проблемы, но люди идут к нам и отдают свои подписи. Конечно, оппозиция не хотела бы, что бы «МИ» появились в избирательных списках, мы могли представлять для них некоторую опасность. И я хочу еще раз сказать, что мы не политическая партия, никогда не участвовали в политических играх, каждый из нас бережет свое честное имя, за нами нет грязных слухов, каждый из нас большой профессионал в сфоей сфере деятельности, которой отдали большую часть жизни. Если говорить о социальном составе наших потенциальных избирателей, то среди них и фермеры, и представители интеллигенции, и рабочие с различных предприятий.
И, конечно, наша главная задача – это привлечь молодых людей, они будущее Сербии.
– Можете дать какие-то прогнозы по результатам выборов в Сербии?
– Нет, не могу. Если я скажу, что уверен, что победим, это будет неправдой. Наша задача сейчас просто выйти на выборы включиться в политическую жизнь, чтобы избиратель увидел, что мы действительно готовы бороться за интересы народа, что мы честные люди. Да, нам поступали некие предложения, чтобы мы не шли на выборы, но на все такие предложения мы ответили «Нет! Мы пойдем, мы хотим сами строить свою жизнь!».
А вообще, знаете, у меня есть одна мысль о политических возможностях в Сербии… Все партии, которые имели власть после развала социалистической системы, работали как секты, всякая партия – это прежде всего секта, ты или в секте, или тебя нет вообще нигде. Я говорю не только о политике, но и о производственном секторе, вся экономика страны сейчас в руках этих людей-сектантов, они ставят на место управляющего предприятием абсолютно неспособного человека. Реально, не может адвокат или бармен управлять строительной фирмой, понимаете, просто для этого недостаточно знаний. Боже упаси, я ничего не имею против бармена, который на совесть делает свое дело, но он не может возглавить правление строительной фирмы. А вот тот, кого ставят сектанты, он делает вид, что может, и он везде приводит своих родственников. Вот недавно началась забастовка почтовых работников, у них больше служебных водителей, чем автомобилей, это не работники, это боты, да, они выполняют какую-то работу, но не ту, за которую им платят, не ту, на которую их принимали.
Представители партий целыми днями дают комментарии в интернете, плюют в противника, ругаются. Этим людям должно быть стыдно, если они хотят включиться в политическую жизнь только для того, чтобы устраивать политические склоки. Это не хорошо, это не принесет добра стране, это просто нападение сектантов на нашу страну. Если вы делаете банановую республику, вы получите банановую республику, так не бывает, что если вы устраиваете цирк в политике, а в итоге получаете серьезное работоспособное государство. Так не бывает. Деградацию Республики Сербия все видят, это не секрет, это не то, что никто не видит. Если курс не поменяется, то мы станем свидетелями больших проблем.
С частью оппозиции такими, как «Заветники», «Двери», да и с партией власти мы имеем нечто общее, например, вопрос защиты Косово, они стоят на этом курсе – честь и хвала, мы их поддерживаем. Но есть вещи, которые необходимо изменить, иначе Сербия не имеет будущего. В первую очередь – это непрофессиональный подход в области управления государством, производством и экономикой в целом. Западные силы объединились в желании подчинить нас, а что мы им можем противопоставить? Ничего. Что они делают? Они и у себя предпочитают неумное и ограниченное ментально население, в Америке человек может не знать, где лево, и это для них нормально. Америкой руководит не Америка, ей руководит глубинное государство, военно-промышленный комплекс управляет Америкой, и им все равно, кто президент. И такое хотят сделать и у нас. Потому мы абсолютно против прозападного блока оппозиции. Мы говорим избирателям: «Хочешь с ними? Они же все продадут НАТО, Америке, англичанам, Евросоюзу, отдадут им все предприятия. Ради этого они работают. А на нас эти квазиправители смотрят, как на дикий народ».
Всякая оппозиция хочет прийти к власти, но для нас это не цель.
– Как вы думаете, какой исход выборов был бы наилучшим для Сербии и всего сербского народа?
– Я честно и искренне хочу сказать, что мы не стремимся подгрести под себя всю власть на национальном поле, но мы будем сотрудничать с теми, кто готов защищать Сербию, стоит за укрепление дружеских связей с Россией и Китаем, отдаление от НАТО. На сотрудничество с НАТО я вообще смотрю, как на некое извращение. Как мы войдем в НАТО? Кто скидывал на тебя и твои города тонны бомб? Кто отнял у тебя святой край Косово и Метохия? Кто унижает тебя во внешней политике и диктует во внутренней? А теперь они нам говорят, идемте с нами? Это не нормально.
Когда нам Россия говорила – можешь то, не можешь это? Никогда! Когда Китай говорил это? Никогда! Они всегда нас оценивали реально. Даже в 1948 году, когда Югославия ударила ножом в спину Советский Союз, он на нас не напал. Отношения не были прекращены, потому что мы два братских народа. И я не вижу никаких проблем в сближении с Россией, войдем в экономический и политический союз и будем третьим государством в русско-белорусском союзе. И народ это поддержит. Проблема в том, что мы окружены странами-членами НАТО. Мы даже не можем получить оружие, которое уже купили, потому, что доставка осуществляется через территорию стран НАТО. Но надеемся, что часть стран Восточной Европы вскоре выйдут из НАТО и все будет нормально. Надеюсь, что со временем Румыния, Болгария, Молдова, Приднестровье, Украина будут в одном военно-политическом союзе. Вот это и будет самое лучшее для Сербии.
– Каким вы видите место Сербии в Европе и в мире?
– Место Сербии с народами, которые не замышляют зло, зла хотят представители коллективного Запада, и всякий день о том говорят, всякий день придумывают что-то новое, всякий день наблюдают за нами. Может быть, сейчас и нет опасности опять оказаться под их бомбами, но нам постоянно грозят санкциями, заставляют идти в Евросоюз, делают из нас дураков и разрушают наше самосознание. И что мы хотим с ними? Нам от них ничего не нужно, у нас нет потребности в них! Мы хотим закрыть этот разговор и навсегда оставить его в прошлом.
Я читал работы многих западных политиков, они видят большую ошибку Германии в том, что она не успела зачистить Балканы от сербского населения, которое оказало мощное сопротивление оккупантам. И сейчас нас хотят сломить. Но мы упрямый народ, нас так просто не сломишь, раз – и готово. Не нужны вы нам со своими ценностями, идите домой!
Таким мы видим место сербов в Европе и в мире, мы всегда будем с теми, кто не замышляет зла.
– Что будете делать, если не пройдете в Парламент?
– Да ничего, это не станет проблемой. Мы будем продолжать каждый заниматься своим делом, никто из нас не идет в политику, чтобы получить какие-то личные выгоды. Наше главное желание – принести нечто позитивное людям, если будет возможность, если нет, то каждый будет работать на своем месте, тут нет никаких проблем.
– Кто основал «МИ»? Расскажите об этих людях.
Первые семь человек, которые объединились – это Бранимир Несторович – профессор, врач-пульмонолог; Синиша Лепоевич – журналист, публицист аналитик; Александар Павич – политолог, политический аналитик; Бранко Павлович – юрист, Драган Стоянович, Зоран Янич, генерал Митар Ковач плюс еще пять человек, которые оказывают посильную помощь, в том числе и я. Знаете в чем сложность? Мы делаем то, чем никогда не занимались. Мы идем к различным людям, договариваемся о сотрудничестве, о чем-то просим. Но я, например, привык, что нахожусь в своем офисе и это другие люди приходят ко мне, если мне что-то нужно сделать за его пределами, я могу просто послать помощника и он все сделает. А теперь приходится самому ходить по различным кабинетам и что-то просить. Ну, ладно, это не имеет значения, просто это не обычная ситуация для меня и для всех нас.
Господин адвокат, огромное Вам спасибо за беседу, надеюсь, в следующий раз Вы расскажете нам о своем подзащитном, о генерале Ратко Младиче.
Еще раз спасибо и до встречи!