В интервью газете “Политика” Милица Джурджевич Стаменковски, лидер партии “Заветники” и кандидат в президенты Республики Сербия заявила, что Сербия должна думать о своих интересах, так как не является членом ни ЕС, ни НАТО, поэтому у нее нет обязательства действовать в соответствии с их интересами в украинском кризисе. Наоборот, необходимо отстаивать позицию призыва к миру и, следуя примеру некоторых других стран, предлагать стать одним из посредников в разрешении кризиса в Украине.
– Вы расценили решение Сербии проголосовать в ООН за резолюцию, осуждающую нарушение Россией территориальной целостности Украины, как вступление в НАТО Почему, когда у нас самих есть проблема территориальной целостности с Косово и Метохией?
– Дело не только в том, что это такое, но и в том, кто это предложил, с какой целью. Резолюция против Российской Федерации является частью военно-политической повестки НАТО. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН защищала нашу территориальную целостность в Косово, а НАТО несет прямую военную и политическую ответственность за оккупацию нашего южного сербского края и нарушение территориальной целостности Республики Сербия. Крайне важно поддерживать уважение к международному публичному праву. Не менее принципиально не становиться на сторону тех, кто нарушил эти принципы в случае с Сербией и Черногорией, БиГ и Республикой Сербской, Ираком, Сирией, Афганистаном, Ливией, а ранее в ХХ веке в случае Вьетнама, Камбоджи, Южной и Центральной Америки и многих других.
– Не думаете ли вы, что, проголосовав против или воздержавшись, мы поставим под угрозу наши собственные интересы в Косово и Метохии?
– Мы можем задать тот же вопрос в противоположном направлении. Не подвергаем ли мы опасности собственные интересы в Косово и Метохии, голосуя за резолюцию против мировой державы, которая представляла и защищала наши интересы в Косово и Метохии? Положение Сербии в контексте последних событий очень сложное. Я считаю, что первоначальное решение руководства государства проявить уважение к территориальной целостности Украины и отказаться от введения санкций против России было оптимальным решением, тогда как голосование за резолюцию против России у большого количества граждан обоснованно вызывало глубокую обеспокоенность тем, что правительство медленно уступает давлению НАТО. Мы должны думать о наших интересах. Что, если война скоро прекратится, обе стороны сядут за стол переговоров, Запад и Россия начнут восстанавливать испорченные отношения, а это, если читать историю и следить за геополитической динамикой, вполне реально может произойти в любой момент. В чем и когда Сербия будет опираться на ООН, ведь ранее она голосовала за резолюцию против России из-за тех, кто нарушил территориальный суверенитет страны в Косово?
– Мы видим огромное давление из-за неприменения санкций в отношении России, как бы вы, как президент, действовали?
– Я не из тех, кто думает или говорит, что у них есть решение для всего. Меня интересует не популистская демагогия, а серьезная политика. Сербия не является членом ни ЕС, ни НАТО, поэтому не обязана действовать в соответствии с их интересами. Как видим, Венгрия, являющаяся членом ЕС, и Турция, являющаяся членом НАТО, не безоговорочно выполняют приказы Брюсселя и Вашингтона, а строят внешнюю политику в соответствии со своими интересами. Прежде всего, Сербия должна отстаивать позицию призыва к миру и по примеру некоторых других стран предложить быть одним из посредников в урегулировании кризиса в Украине. Это потенциал, который предлагает ей нейтральное положение. И это мое отношение как кандидата в президенты к этой ситуации. Стабильное и государственное строительство в Сербии, не поддаваясь общей медийной и политической истерии, в которую нас пытаются втянуть
– Отсутствие инвестиций с Запада, или вывод уже имеющихся, вряд ли не сказались бы на нашей экономике, а значит и на гражданах…
– Это, прежде всего, вопрос к тем, кто выбрал такую политику. Мы, конечно, нет. В любом случае, если нам грозит вывод инвестиций или экономическая изоляция от Запада, мы должны сначала сказать народу правду – что мы не какие-то западноевропейские партнеры, как их называют представители нынешней и бывшей власти , а государства, притворяющиеся господами, обращающиеся с нами как со слугами, которые под ультиматумами выполняют их приказы и жертвуют своими интересами ради своих. Кроме того, я думаю, что инвесторы руководствуются логикой прибыли, и нигде в Сербии я не могу найти такие условия ведения бизнеса, которые намного лучше, чем у отечественных предпринимателей.
– Британская «Гардиан» опубликовала авторский текст профессора Королевского колледжа в Лондоне Анатолия Ливена, который пишет, что выходом из украинского кризиса может стать для Запада признание Крыма частью России, отмена санкций, а для России признать независимость Косово, возможно ли это?
– Я не верю в такой исход, но не исключаю любого исхода, особенно если Сербия сделает выбор в пользу НАТО против России. Ведь, может быть, вынуждение встать на чью-то сторону, НАТО, сделано для того, чтобы ослабить отношения с Москвой, а потом предложить России что-то.
– У вас есть план на такой случай?
– Есть, я уже частично его анонсировала. Я не за то, чтобы нарушать традицию союза с Россией или терять отношения, которые у нас сложились с этой великой и могущественной страной. Я за то, чтобы делать то, что мы можем, и не делать то, что мы не должны делать.
– Чего могут ожидать от вас граждане, если вас изберут президентом?
– Они могут рассчитывать на то, что буду сторонником и защитником Конституции Сербии во всех направлениях, в которых она юридически и политически определяет порядок и территориальную целостность, ограничивает политический произвол и обеспечивает и защищает права людей и наций. Я буду бороться всеми доступными политическими средствами, чтобы защитить нашу территориальную целостность, и своим отношением к работе постараюсь восстановить доверие граждан к государству и политике в целом. Я буду стремиться к восстановлению национальной уверенности в себе и укреплению государственного достоинства. И через реализацию национальной стратегии я буду бороться за то, чтобы каждый гражданин, который любит эту страну, чувствовал себя в ней как дома.
Перевод Владимир Басенков