Как оказалось, разобраться без тщательного анализа того, почему сербский парламент отклонил предложенный оппозицией закон о запрете добычи лития, оказалось не так-то просто. Лучший способ составить целую картину – спросить об этом непосредственных участников процесса. Редакция издания «О Сербии по-русски» обратилась к представителям «правящей» коалиции, чтобы понять, действительно ли отказ от принятия закона – зло для страны или же не все так однозначно?
Миленко Йованов, депутат парламента от Сербской прогрессивной партии:
– Этот закон стал еще одним камнем в мозаике того, что Мария Захарова назвала попыткой цветной революции в Сербии. А именно, оппозиции с самого начала было ясно, что у них нет большинства для своего предложения, но оно даже не было у них в авангарде, потому что сразу после окончания сессии они объявили о новых протестах, блокадах и других формах дополнительных мерах. На самом деле, таков был план с самого начала. Напугать граждан парламентскими дебатами и бесконечным повторением дезинформации, жестокой лжи и измышлений, чтобы новый маховик попытался вызвать смену правительства на улице. Однако Сербия — серьезная и стабильная страна, где власть приобретается и теряется на выборах, и никакие попытки государственного переворота невозможны.
Боян Торбица, депутат парламента Сербии от Движения социалистов:
– Отклонение законопроекта, предложенного под эгидой Виолы фон Крамон, является вполне логичным шагом. Верит ли кто-нибудь в Сербии, что те, кто в качестве правительства после 5 октября 2000 года провели грабительскую приватизацию и опустошили страну, что именно они хранили молчание, когда все сербское было сожжено и разрушено по всей территории Косово и Метохии в 2004 году, и народ был изгнан из многовековых очагов, что те, кто умолял албанских террористов отложить провозглашение так называемого независимости Косово до тех пор, пока не пройдут президентские выборы в Сербии и не победит кандидат от Демократической партии, сегодня, после двух с половиной десятилетий в качестве оппозиции, вдруг влюбился в Сербию и начал заботиться о ее интересах. Цель предложенного закона была совершенно ясна: отложить исследования и эксплуатацию лития до тех пор, пока к власти не придут оппозиционные партии. Их представители также признали это на пресс-конференции в республиканском парламенте. Никто на сербской политической сцене официально не предлагал навсегда запретить разведку и разработку месторождений. Представители оппозиции обычно говорят одно, делают другое, и все с единственной целью — свергнуть Александра Вучича с власти. Драган Джилас, Мирослав Алексич, доктор Несторович, Милош и Чута Йованович в который раз пытались спровоцировать «цветную революцию» с помощью иностранных центров силы и свергнуть законно избранное правительство. На этот раз попробовали на тему добычи лития. Я не знаю, кого где-либо в мире могут беспокоить геологические исследования, проект разработки и, наконец, на основании всех установленных фактов принимается решение о том, будет ли проводиться разработка, каким образом и на каких условиях. Ни один человек, имеющий благие намерения и желающий добра Сербии, не откажется от такой возможности, пока не установит все факты. Эту политику отстаивает Александр Вучич, и именно поэтому мы из Движения социалистов находимся здесь, как всегда, бок о бок с ним и Сербской прогрессивной партией. Мы знаем, что мы не являемся их крупнейшим партнером по коалиции, но мы, безусловно, самый последовательный и лояльный. Вот почему Александр Вучич будет пользоваться нашей полной поддержкой до тех пор, пока он будет проводить такую политику, пока он будет ставить интересы Сербии и ее граждан на первое место.