Председатель Скупщины Сербии Ивица Дачич заявил, что ожидает, что новый созыв парламента по результатам выборов 3 апреля будет сформирован в мае. Дачич заявил об этом в парламенте, где он принимал студентов Белградского юридического факультета, которым он рассказал, что высший законодательный орган в настоящее время находится в определенном застое, потому что еще не сформирован после выборов. Напомним, не так давно портал “О Сербии по-русски” публиковал обращение лидера партии “Двери” Бошко Обрадовича, призвавшего Дачича срочно сформировать парламент нового созыва.
Дачич напомнил, что действующий созыв парламента, председатель которого был избран после выборов в июне 2020 года, не проработал в течение полного четырехлетнего срока, поскольку для проведения парламентских выборов необходимо было распустить Скупщину. Выборы проводились одновременно с очередными президентскими выборами, а также выборами в городское собрание Белграда.
По его словам, решения о роспуске парламента и назначении выборов принимаются на разных уровнях власти именно в целях осуществления максимального демократического контроля над избирательным процессом и соблюдения конституционного разделения властей.
Дачич назначил выборы президента республики, президент Сербии назначил выборы в Скупщину, а председатель парламента также назначил местные выборы – в городское собрание Белграда и ряда других муниципалитетов и городов Сербии. Ради рациональности и целесообразности выборы были проведены в один день, 3 апреля, заявил Дачич.
Дачич пояснил, что тем временем действующий парламент продолжает работать, хотя и не принимает законы, что является его наиболее важной деятельностью, потому что правительство Сербии, как главный инициатор законотворчества, находится в состоянии “технического мандата”.
«Во избежание институционального вакуума этот созыв парламента остается в должности до тех пор, пока не будут утверждены мандаты новых депутатов, избранных на выборах 3 апреля, и я ожидаю, что это произойдет в мае». — сказал Дачич.
Он также напомнил, что в прошлом году в Скупщине был проведен межпартийный диалог относительно изменения условий выборов, чтобы по возможности улучшить избирательный процесс.
Результатом этих переговоров стало внесение определенных изменений во внутреннюю избирательную систему, что также означало изменение ряда законов о выборах, а также правил, применяемых Республиканской избирательной комиссией.
«Эти выборы проводились по правилам, по которым был достигнут максимально широкий консенсус, и именно поэтому их организация уже получила очень положительные оценки со стороны важных международных факторов, таких как Европарламент и ОБСЕ, у которых были свои наблюдательные миссии”, – сказал Дачич.
Он напомнил, что парламент проделал важную работу по изменению Конституции, что также является ситуацией, которая не часто случается в нашей политической и парламентской жизни, потому что изменение высшего нормативного акта – это длительный и сложный процесс, требующий максимальной открытости и участия очень широкого круга учреждений и экспертов.
Дачич отметил, что это первое изменение в Конституции Сербии за 15 лет с момента ее принятия.
«Конституция изменена только в той части, которая касается нашей судебной власти, то есть в порядке избрания высших должностей в судебной системе и прокуратуре. Эти положения были несовершенны с самого начала, с момента принятия Конституции, поэтому Сербия получала возражения против них с 2007 года, всего через несколько месяцев после принятия Конституции», – сказал Дачич.
Он добавил, что общая оценка некоторых соответствующих европейских институтов заключалась в том, что сербский способ избрания судей и прокуроров допускает большее влияние других ветвей власти – законодательной и исполнительной при выборе судей и прокуроров, и что это наносит ущерб демократическому порядку, особенно независимости и автономия в судебной системе.
«Конституция была изменена в полном соответствии с процедурой, но также и в соответствии с самыми высокими международными стандартами, действующими сегодня в Европе. Мы пошли еще дальше, потому что пытались проконсультироваться с широким кругом экспертов, представителей судебной власти и всех, кто интересуется этим вопросом, потому что мы хотели прийти к конституционному тексту, который получил бы максимально широкий общественный консенсус», — заключил Дачич.