Международный резидуальный механизм в Гааге, наследник Гаагского Трибунала, неожиданно выдвинул новое обвинение против Воислава Шешеля и его соратников по Сербской радикальной партии.
Радикалов обвинили в неуважении к суду (которого они никогда и не скрывали), а точнее в том, что в новых опубликованных ими книгах они раскрыли конфиденциальную информацию о работе суда.
Обвинение выдвинуто против лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, а также четырех членов партии – Миляна Дамьяновича, Миролюба Игнятовича, Лиляны и Огнена Михайловичей.
Милян Дамьянович, заместитель председателя и член президиума партии рассказал в интервью белградской «Политике», что обвинение не стало для него неожиданностью.
– Все началось с первого электронного письма, которое я получил от следователя из Гааги, в котором он оставил мне номер своего мобильного телефона, чтобы мы могли установить контакт. Учитывая, что я проигнорировал этот тип общения, электронные письма аналогичного содержания приходили еще два раза в течение года. Сознавая, что у меня нет абсолютно никакой вины, что я никогда не нарушал законы своей страны, что я представляю интересы своего народа и всех граждан Сербии, а также что я уважаю институты своей страны – я не нашел уместным вступать в какую-либо авантюру с представителями трибунала, в котором справедливости для сербов не существует, – говорит Дамьянович.
Затем, добавляет он, они получили повестку на слушание, на котором их назвали «подозреваемыми».
– Слушание не состоялось, потому что чиновники Гааги не явились из-за предполагаемой короны, а во второй раз у них была встреча с лидером радикалов Шешелем, поэтому они собрали свои чемоданы и покинули Белград. Интересно, что «подозреваемых» было больше, а обвинение было предъявлено только тем из нас, кто не вышел из Сербской радикальной партии. И чтобы попытаться запугать нас, они угрожали нам сроком от двух до восьми лет лишения свободы и 100 000 евро. Учитывая, что мы не сдались, поступило обвинительное заключение Международного суда. Читаю обвинительное заключение за, как пишут, неуважение к этому суду. Меня преследуют за то, что, как они утверждают, я довел до всеобщего сведения посредством публикации, рекламы, продажи и других способов распространения книги, содержащие конфиденциальную информацию, – объясняет Дамьянович
– Они подали на меня в суд из-за книги! В тех книгах, которых они так боятся, Воислав Шешель разоблачил обман и ложь. Мы распространили и продали более 150 000 экземпляров этих книг гражданам Сербии и за ее пределами. Обвинение было предъявлено потому, что я отказался от туманного приказа секретариата забрать, как они просили, все экземпляры книг и передать их им – гаагским инквизиторам. Они как будто приготовили костер для книг, потому что хотят, чтобы я сдал все книги, в которых я являюсь рецензентом, чтобы их уничтожить. Я не хочу быть Эрихом Кестнером, который видел, как его книги сожгли нацисты в 1933 году. Мы не должны допустить сжигания книг. Потому что те, кто сжигает книги, в конечном итоге будут сжигать и людей, — говорит Дамьянович.
По его словам, книги Воислава Шешеля теперь в надежных руках.
– Сербский народ охраняет их. Он хранит правду об антисербском трибунале. Обвинение было вынесено в разгар предвыборной кампании, и Гаагский трибунал своими действиями показал, что является политическим институтом.