1 сентября в Косово: что изменится в жизни сербов?

1 сентября в Косово: что изменится в жизни сербов?

Сегодня, 31 августа, на всех таможенных пунктах административных переходов между Косово и центральной Сербией появились так называемые «дисклеймеры» – объявления на сербском и английском языках, в которых разъясняется, что использование выданных Приштиной документов гражданам разрешается исключительно из практических соображений с целью обеспечения свободы передвижения, и это нельзя рассматривать как признание односторонне провозглашенной независимости Косово и отступление от Резолюции СБ ООН 1244.

Данное соглашение вступает в силу с 1 сентября. Документы, выданные Белградом, при этом права на территории действовать перестают. Ущемление сербов в правах на территории непризнанной республики имеет систематический характер, официальный Белград регулярно становится жертвой шантажа Приштины и давления коллективного запада, и делая уступки, сербское правительство не получает никаких шагов навстречу от руководства мятежного региона. Оно и понятно – команда Курти продолжает дело своих предшественников и западных кураторов, стремясь добиться признания края самостоятельным государством. О том, что изменится в жизни сербов Косово после 1 сентября мы спросили экспертов портала «О Сербии по-русски»:

Миша Вацич, председатель партии “Сербские правые”:

– 1 сентября сербы в Косово и Метохии, пока продолжается оккупация Косово и Метохии, не могут ожидать ничего хорошего.

Антисербская истерия и террор, направляемый и финансируемый с Запада, привели к изгнанию сотен тысяч сербов со всего региона, с их вековых очагов, исторических сербских земель. Из Республики Хорватии через Федерацию Боснии и Герцеговины в автономный край Косово и Метохию. Запад не изменит своей политики в отношении сербов.

1 сентября не будет исключением. Давление на сербов, живущих в Косово, будет только возрастать, пока они там живут. Мы можем и должны полагаться только на собственные силы и непоколебимую решимость защищать себя любой ценой. Если, не дай Бог, государство не отреагирует, высылка неизбежна, во что я не верю, потому что считаю, что сегодняшние обстоятельства сильно отличаются от 2004 года и что Сербия сейчас готова решать проблемы, но теоретически, если бы это произошло, следующим вопросом будет открытый вопрос о южной Сербии. Защита сербов в Косово — это четкий сигнал к защите сербского народа в любой точке Балкан.

Своим упорством и выживанием в Косово и Метохии сербы защищают не только север Косово, но и юг Сербии, район Рашка и даже Воеводину.

Сербия и сербские патриоты сделают все, чтобы помочь сербам в Косово выжить.

Государство не должно рухнуть, как это было в 2004 и 2008 годах, и мы, патриоты, готовы немедленно встать на сторону силовиков нашей страны в качестве добровольцев. Сербия победит.

Да здравствует Сербия!

Александр Попович, член Демократической партия Сербии, экс-советник президента Сербии Воислава Коштуницы:

– Сербы в Косово и Метохии могут рассчитывать на более безопасное будущее и лучшие дни только тогда, когда государство проявит решимость и перестанет идти на уступки сепаратистам и Западу. Считаю, что сегодня переговоры ведутся неправильно.

Звонко Михайлович, экс-председатель муниципалитета Штрпце в Косово:

– Если Сербия продолжит идти на уступки в пользу так называемого Косово, я боюсь, что сербы не выживут в Косово и Метохии. Такие уступки посылают сербам четкий сигнал о том, что они не могут рассчитывать на помощь и поддержку Белграда, и что они предоставлены сами себе. Такое поведение властей в Белграде — прямое следствие того шантажа, на который официальный Белград соглашается, поскольку им что-то обещали еще до прихода к власти.

Милош Банджур, депутат городского совета города Ниш, преподаватель университета в Косовской Митровице:

– Как известно, односторонние шаги Приштины направлены на укрепление государственности так называемого государства Косово и сужение прав сербов, которых там и без того недостаточно. Бесправные сербы будут постепенно переселяться в центральную Сербию, что является целью правительства в Приштине. Нынешний односторонний шаг с автомобильными номерами и личными удостоверениями сербов с севера — лишь один из ряда подобных действий Приштины. В такой ситуации сербская дипломатия оказывается в очень сложном положении, поскольку вне зависимости от резолюции 1244 и Брюссельского соглашения группа «Квинта» (коллективный запад) исходит из того, что для них Косово является независимым государством. Приштина и НАТО контролируют территорию Косово, и любая реакция Сербии в плане переброски полиции или вооруженных сил Сербии на эту территорию Косово будет поводом для нападения НАТО на Сербию, которое Приштина постоянно провоцирует и желает. Любой компромисс — это скорее уступка Белграда, чем Приштины, потому что Белград стремится не ставить под угрозу безопасность проживающих в Косово сербов.

В нынешней ситуации хорошо, что сербы, живущие в Косово, могут в будущем использовать сербские личные документы. Уступка Сербии заключается в том, что албанцы из Косово могут использовать документы «Республики Косово» для въезда на территорию Сербии, перед чем Сербия высветила уведомление на погранпереходах, что это не признание Республики Косово, а лишь облегчение гражданам свободно передвигаться. Этот компромисс разрешил кризис, созданный Курти в части, связанной с личными документами. Приштина оставила сербам два месяца на переоформление автомобильных номеров на номерные знаки «Республика Косово» сроком до 31 октября, а впереди еще два месяца ожесточенной дипломатической борьбы за решение проблемы. В качестве компромиссного решения Сербия предлагает номерные знаки с нейтральным статусом, которые изначально были выданы администрацией ООН в Косово после 1999 года.

Сербия никогда не будет признать независимость Косово, и на международном уровне Сербия добивается того, что некоторые страны, признавшие независимость Косово, теперь отменяют это признание. На данный момент у президента Республики Сербии в ящике стола решения еще семи стран, отменивших признание независимости Косово. Косово не является членом ООН, и Сербия делает все, чтобы так это и оставалось. Сербия должна дождаться улучшения международных условий для решения косовской проблемы. Может быть, это будет через 5, 20 или 50 лет. В нынешних условиях доминирования США и ЕС и их понимания в отношении Приштины и непонимания в отношении Белграда решить вопрос так, чтобы это удовлетворило сербскую сторону, не представляется возможным. И не стоит нам снова воевать с НАТО из-за автомобильных номеров. Мы должны делать то, что уже делает Сербия, и ждать лучших времен. Сербия вступит в войну только в том случае, если безопасность сербов окажется под угрозой, а НАТО ничего не сделает для защиты сербов от террора косовского спецназа.

Горан Миленкович, член Президиума партии «Двери», председатель местного совета партии по Косово и Метохии:

– Наши ожидания высоки, но, к сожалению, мы всегда разочарованы, в первую очередь, работой и поведением наших властей, которые признали, что личные документы, выданные властями так называемого государства Косово, могут быть беспрепятственно использованы на территории центральной Сербии. И они принимают все те пагубные уступки, и представляют все это как успех для себя и большую пользу и облегчение для нас. К сожалению, нас, сербов, живущих южнее Ибара, они давно списали со счетов и им вообще наплевать на нас (показатель, что их внимание сосредоточено только на севере Косово, а также на Косовской Митровице, поэтому даже не спрашивают, что с номерами, которые мы использовали типа… Наши ожидания в очередной раз не оправдаются, хотя будет показана «победа» Белграда со счетом 5:0 в нашу пользу.

Радмила Васич, заместитель председателя партии «Двери», депутат парламента Сербии:

– Косовских сербов может ожидать дальнейшее давление и лишение избирательных прав. Они ничего не приобретают этим соглашением, но с каждым новым соглашением они теряют часть прав, которыми они обладают, на самом деле, только на бумаге. Последние сербские институты – образования и медицины – также подвергаются жесткой атаке со стороны косовских властей, но в основном со стороны ЕС, который декларативно выступает за соблюдение прав человека, но не прав сербов в Косово и Метохии и в Сербии. Вся вина за ситуацию в Косово и Метохии лежит на некомпетентной, коррумпированной европейской администрации и бюрократах, которые открыто и вопреки закону лоббируют независимость Косово. Мы не согласны с упомянутым соглашением, мы требуем его отзыва, потому что мы не хотим принимать личные документы так называемой «Республики Косово», потому что это южный сербский край.

Мы также ожидаем поддержки и призыва как граждан к нашей братской России о помощи, но и к другим странам, которые видят неуместное и античеловечное давление на Сербию и которые даже сегодня, как и Россия, не признают независимость Косово, считая это вопиющим примером нарушения международного права.

Стеван Гайич, доктор политических наук, сотрудник белградского института Европейских исследований, приглашенный профессор МГИМО:

– Вучич снова сдал сербские позиции. Он, прежде всего, торговец. И как торговец он, с одной стороны, запретил гей-парад, чтобы успокоить народ, а с другой – признал албанские документы, тем самым признав Косово. Но дело в том, что он не сделал этого юридически, ничего не подписав, поскольку это незаконно и неконституционно. Так что он ведет себя как эквилибрист: пытается угодить западным кураторам, при этом боится народа, силу которого все видели на протесте против гей-парада, где как минимум вышло 60 000 человек. Для Белграда это огромное количество людей. Ничего особенного ожидать не стоит. Вучич купил время, себе, а не нам, торгуясь нашими интересами. Как и все соглашения это была одна сплошная сдача.

Младжан Джорджевич, председатель движения «Освобождение»:

– С 2013 года, с подписания Брюссельского соглашения и осуществления всех пунктов этого соглашения, противоречащих интересам Сербии и конституции Сербии, Вучич все атрибуты государственности вывел с севера Косово и Метохии и все, что государство Сербия там имело, фактически стало албанским, то есть стало частью лжегосударства Косово в экономическом и политическом смысле.

Что касается непосредственно личных документов и регистрации автомобилей, по поводу которых поднята искусственная напряженность, так как Александру Вучичу выгодно через свои СМИ анонсировать чуть ли не начало войны, чтобы потом когда ничего не произойдет и когда он, как мы уже заранее знаем, примет все, что от него требует Курти, то он скажет народу, что войны не произошло, а он сохранил мир.

Именно Вучич – тот, кто отнял у сербов на севере Косово сербские документы и заставил их взять так называемые косовские документы. С 2012 года в Косово ни разу не проводились местные выборы по конституции Сербии, Вучич заставил сербов через свой «Сербский список» идти на местные выборы и так называемые парламентские выборы, которые организует так называемый парламент Косово и по Конституции Косово, а чтобы сербы могли участвовать в этих выборах, они должны были получить косовские личные документы.Чтобы получить косовские документы, они должны были взять косовское гражданство, так что на севере Косово огромное большинство сербов уже получили эти документы и нет никакой проблемы в том, чтобы они пользовались этими документами.

Что касается регистрации автомобилей, лично я думаю, что ничего не произойдет, как и в случае с документами. Сербы должны будут перерегистрировать свои автомобили по косовской системе.

Зоран Чворович, доктор юридических наук Крагуевацкого государственного университета:

– Сербы в Косово и Метохии могут рассчитывать на выполнение соглашения, которое, начиная с Брюссельского соглашения 2013 года, Александр Вучич и Ивица Дачич заключили с представителями албанских сепаратистов. И заключались эти соглашения только с одной целью – достичь нормализации отношений между так называемой Республикой Косово и Сербия. Вместо полного признания Косово Белградом, дело идет к частичному признанию их в определенных областях, таких как зона свободы передвижения, например. Так, Александр Вучич объявил победой то, что он признал личные документы, выданные Косово, тем самым признав законным орган, выдавший эти документы. При этом Вучич только выполнил обязательства по Брюссельскому соглашению и Соглашению Вучича-Мустафы от 2016 года, по которым Сербия обязалась обеспечить свободный поток людей и товаров. Тот факт, что сербы из Косово могут пересекать административную линию с Косово по документам, выданным Сербией, ничего не значит, поскольку большинство из них вынуждены иметь удостоверения личности и так называемое гражданство Республики Косово после того, как Вучич насильно интегрировал их в так называемые институты с Брюссельским соглашением в 2013 году. Весь рассказ Вучича об опасности насилия в отношении сербов в Косово имеет только один смысл – оправдать достижение новых договоренностей о капитуляции, ведь они якобы защищают жизнь сербов в Косово. Потому что у албанских сепаратистов нет причин для насилия над сербами на севере Косово и Метохии, так как Вучич привел их туда мирным и законным путем, заключив Брюссельское и последующие сопутствующие соглашения. Распространяемые Белградом истории о предполагаемом потенциальном насилии в отношении сербов из Косово и Метохии устраивают Запад, который использует рост напряженности всякий раз, чтобы обвинить в этом Россию и тем самым оправдать дополнительное усиление сил НАТО в Косово и Метохии, особенно в сербских муниципалитетах на севере.

Поделиться новостью