Лала

Сербский календарь: Кто такие Лала и Соса?

Есть в северной Сербии такой примечательный народ, жители Баната. Своим добродушием и чувством юмора заслужившие себе неотъемлемое место в анекдотах, легендах и просто историях. Да взять хотя бы упомянутого нами в первом выпуске нашего календаря Винко Лозича. Он тоже банатчанин, да ещё какой, типичный!

Так уж повелось, что мужчин – жителей Баната зовут Лалы, от сербского «Лала» – тюльпан, во множественном числе «Лале», а женщин – Соса.

Говорят, что, только отстроив Петроварадин, на территории нынешней сербской Воеводины, пожаловала властительница этих земель австрийская эрцгерцогиня и королева Венгрии Мария Терезия. Славная, в общем, дама. Деятельная такая. И решила она собрать жителей местных земель, да не просто так, а чтобы одарить наградами. Сремцев и бачан долго ждать не пришлось. А вот банатчане по своей натуре народ неспешный, весёлый, любящий выпить… опоздали они, в общем, соседи уже все подарки разобрали, что заготовлены были. И тогда, говорят, Мария Терезия не смогла устоять перед нехитрым обаянием банатчан, сняла с себя очень дорогую брошь в виде тюльпана и подарила им. Да вроде так и назвала их: «вы мои тюльпаны». Правда это или нет, тюльпанами мужчин-банатчан зовут и поныне.

А вот отчего женщины зовут Сосами, легенды нет. Но любят шутить, что это от того, что сосы готовят очень много соусов. И в том есть истина. Банатская кухня не похожа на балканскую, нехитрую и по сути грубоватую. Здесь, например, готовят телятину под вишнёвым сладким соусом вместо «из-под сача» (сач — чугунная сковородка, которая ставится на угли и засыпается углями сверху). Да и вообще лалы не похожи на остальных балканцев, вроде тех же шумадинцев, краишников, гордых черногорцев, суровых далматинцев, которые славятся своим воинственным духом. Строго говоря, потому что Банат – это и не Балканы, не горная местность, тут равнина. Да и собственно Банат, как географическая метка, это не только Сербия, это ещё и частично Румыния и немного Венгрия. Так что вместо обилия военных подвигов здесь гостя любят потчевать историями другого толка, как они с тем или иным неприятелем договорились, обхитрили или просто напоили. Анекдоты про банатчан складывают соответственные, а может, они и сами их про себя выдумывают:

Когда Соса спрашивает Лалу, зачем вечно ходить выпивать в кафану:

– Види(шь), драга моя, знаешь ли как некрасивы в кафане конобарицы (официантки)? Это неспроста. Вот так, заказывая всякую следующую рюмку, поглядываешь на неё. Как только чувствуешь, что влюбляешься – всё, значит, хватит, ты – пьян! А дома у меня критерия нет. Тут я сразу будто смертельно упился.

*

Приходит как-то Лала домой и застает, что называется, картину маслом «Не ждали». То есть благоверную свою в постели с соседом. Опирается Лала на косяк двери, где стоял, вздыхает и говорит:

– Вот сейчас пойду в кафану и, если УСЛЫШУ там то, что здесь только что УВИДЕЛ, обоих убью!

И всё же, судить о лалах, как о слабых духом, будет весьма опрометчиво. Лучше всего это иллюстрирует такой анекдот:

Поймали лалу враги. Бьют всемером. А он смеётся. Они смотрят на это безобразие и начинают бить сильнее. Он пуще прежнего хохочет. Совсем озверев, пленители только что не убивают бедолагу, результат тот же.

– Чё ты ржёшь?! – выкрикивает главный.

– Стыдно мне плакать.

Вот вам и ответ, у лал самый страшный грех – печаль. Отнюдь не трусость и слабость в чертах характера народа, просто весёлость и добродушие они ценят выше, чем их воинственные соседи.

Соса

Добрыня Балканыч

Фото – @BanatskiSuveniri

Читайте также – СЕРБСКИЙ ШУТОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА 1830 ГОД. ЧАСТЬ 1 — «ЗЛАЯ ЖЕНА»

 

 

Поделиться новостью