1942 год: «Кровавые Младенци»

1942 год: «Кровавые Младенци»

22 марта 1942 года в православный праздник Святых Сорока мученика в Севастии – Младенци, хорватская отряды из НДХ под командованием Юре Францетича устроили массовое убийство сербского православного населения в Стари Броде под Вишеградом, а также во многих других местах Восточной Боснии.

В преступлении в окрестностях Вишеграда, известном как «Кровавые Младенци», в местечках Стари Брод и Милошевич, хорватские войска убили около 6000 безоружных сербов, исключительно гражданских лиц – женщин и детей.

Самое массовое убийство людей произошло 22 марта 1942 года, но подобные убийства в этом районе продолжались до начала мая, когда этот район Восточной Боснии был буквально зачищен от сербского населения и было проведено насильственное этническое изменение состава населения. Весной 1942 года порядка 10 000 усташей участвовали в зачистке этого края, который защищали лишь небольшие подразделения Югословенского Войска в Отечестве под командованием сержанта Радомира Нешковича.

В Вишеграде переправу на Ужице в сторону Сербии блокировали находившиеся в растерянности солдаты фашистской Италии, которые к тому же требовали денег за то, что люди имели возможность перебраться со своим скотом и имуществом в Сербию, находившуюся под немецкой оккупацией. Но даже оккупационные власти нацистской Германии людям казались менее страшными, чем власть усташей. Из-за невозможности перебраться в Сербию в Вишеграде, часть людей направилась в сторону Старого Брода и Милошевича по труднопроходимой местности и подверглась нападениям усташей и мусульманской милиции, многие были убиты, подвергнуты пыткам, изнасилованы и брошены в воду.

1942 год: «Кровавые Младенци»

Спасаясь от хорватской армии и их ножей, жертвы пытались вплавь перебраться на правый берег Дрины и спастись в Сербии, но многие утонули в реке.

Сегодня в живых осталось мало свидетелей этого массового убийства, но сербский народ в восточной части Республики Сербской до сих пор помнит историю о 326 девушках, которые, взявшись за руки, прыгнули с высокой скалы в ледяную и полноводную Дрину, предпочтя утонуть, но не попасть в руки хорватских нацистов, быть изнасилованными и жестоко убитыми.

Живет в народе еще одна похожая история отца и шести дочерей, которые на глазах этих кровожадных людей взялись за руки и шагнули в ледяную воду и через несколько мгновений вместе исчезли в глубоких водах.

По свидетельствам очевидцев, часть населения от расправы удалось спасти четникам.

Немногим сербским беженцам, пережившим эту резню, Юре Францетич посоветовал свободно вернуться домой. Наивные люди пошли, полагая, что мучениям пришел конец и их не тронут, но по дороге их снова перехватили усташи, ограбили, изнасиловали и убили.

Сербский писатель Момир Крсманович, девятилетним мальчиком переживший усташескую резню в Клисуре у подножия горы Семеч в Подринье, в своих произведениях описывал, среди прочего, и кровавый усташский пир в Старом Броде, поскольку сам был свидетель этого зверского безумия.

1942 год: «Кровавые Младенци»

Ристо Боровчанин, рожденный в 1932 году в местечке Жуль, вспоминал: «Мы приехали в Милошевич после наступления темноты. Утром конный четник-курьер промчался куда-то сквозь толпу, он кричал: «Бегите, люди, это усташи, вас зарежут, это вчера произошло в Вишеграде…». Но усташи догнали нас. Начался кровавый ад, они насиловали женщин, резали их, отрывали людям руки и ноги, выкалывали глаза, подбрасывали маленьких детей и ловили их на штыки. Это был великий ужас и ад. Крики, плач и стоны. Люди прыгали в Дрину сами, особенно молодые девушки. Дети прятались за матерей в тщетной пытке как-то спастись. Я упал на живот среди трупов убитых и изуродованных людей и тихо лежал. Основная бойня происходила где-то между 16 и 17 часами. А воды Дрины были мутными, грязными, кровавыми и полными трупов. Сюда же привезли трупы из Вышеграда. Это было невероятное и ужасное зрелище…»

Сербские мирные жители, погибшие в результате этих чудовищных преступлений, были в основном выходцами из районов Рогатицы, Вишеграда, Хан-Пески, Кладне, Сокоца, Олова, Пала и Сараево. Точное число жертв так и не было установлено, но, по оценкам, было убито не менее 6000 сербов, невинных и безоружных гражданских лиц. Это подтверждают даже немецкие источники.

В 2008 году в Стари-Брод в память об этом страшном преступлении был установлен памятник, освященный Сербской Православной Церковью митрополитом Дабробосанским Николаем и епископом Милешевским Филаретом. На каменных плитах высечены имена убитых мирных жителей. Мемориальный музей открыт 7 сентября 2019 года при участии высших должностных лиц Республики Сербской.

Это преступление в Стари Броде весной 1942 года входит в число самых зверских преступлений на территории усташской НДХ. На протяжении многих десятилетий после Второй Мировой войны в Титовской Югославии выжившим жертвам приходилось хранить молчание об этом преступлении. Любой, кто выступал публично и требовал наказания палачей, мог быть арестован и преследовался югославской тайной полицией УДБ.

Историю «Кровавых Младенци» нельзя забывать!

Поделиться новостью