Сергей Шевяков с семьей живет в Сербии уже больше трех лет, здесь ему все нравится, кроме проблем с местной бюрократией, каждый раз «со скрипом» продлевающей его вид на жительство всего на шесть месяцев.
40-летний Сергей Шевяков сменил родную Москву на зелень белградского пригорода Котеж, здесь он построил дом для жены и двоих детей, в ближайшее время ожидается рождение третьего ребенка.
Как пишет белградская газета «Политика», россиянину в Сербии все нравится: «Люди прекрасные, пища божественная, дети растут в безопасном и здоровом окружении, а температура в любой момент на 13 градусов больше, чем в Москве».
Двухлетняя дочка Петра первые слова произнесла на сербском языке, а пятилетний Тимофей говорит по-сербски лучше, чем по-русски, так что Сергей шутит, что его придется водить к логопеду, чтобы не забыл родной язык.
Но не все в Сербии безоблачно – идиллическую картину портят бюрократы, не продляющие семье Шевяковых вид на жительство больше, чем на шесть месяцев.
– Когда мы приехали в Белград в 2012 году, вид на жительство мы оформляли за счет моей фирмы, которая зарегистрирована в Сербии. После этого мы получили вид на жительство на год, а когда он истек, нам его продлили всего на шесть месяцев, аргументируя это тем, что у фирмы малый оборот! Я не могу понять, какой логикой руководствуется государственная администрация, но я вложил в Сербию больше полумиллиона евро. Дом, который я построил в Котеже стоит больше 400 000 евро, каждый год я отдаю государству больше 600 000 динаров через разные таксы, налоги и сборы. Каждый месяц я отдаю больше 1000 евро на обучение и лечение своей семьи и, несмотря на все это, каждые шесть месяцев мы волнуемся, продлит ли нам государство разрешение на проживание, – рассказывает Сергей Шевяков.
– Мы, русские, очень эмоциональный народ. Если кто-то протягивает нам руку, мы отдаем ему сердце. Для русских очень много значит, что Сербия не ввела санкции против России и в общении с обычными людьми мы чувствуем, что нам здесь рады. Но у нас нет такого ощущения, когда идем в полицию продлевать вид на жительство. Если бы мы купили дом за 250 000 евро в Испании, автоматически получили бы разрешение на проживание до конца жизни. Но мы не хотим селиться в Испании, а хотим остаться в Сербии. Когда Черногория ввела санкции против России, в Сербию перебралось много русских, многие наши друзья подумывают о покупке дома в Сербии, но их беспокоит тот факт, что могут возникнуть проблемы с регулированием вопросов проживания. В Сербию переселилось также много российских пенсионеров, которые здесь живут, как короли. Если бы сербская семья в России родила ребенка, то в 14 лет, при желании, он мог бы подать заявку на российское гражданство. Хотя уже второй наш ребенок будет рожден в Сербии, мы не просим сербское гражданство, нам нужна лишь уверенность в том, что мы сможем оставаться в вашей стране, – рассказывает Сергей.