Стоило только журналисту русскому заскочить в Апатин, как он тут же попал на очередной день личкой культуры в этом городе на берегу Дуная, что так любим венграми за рыбное блюдо, которое они подарили свету. Но обо всём по порядку.
Выходцы из Лики – местности на территории нынешней Хорватии, а когда-то окраины Австро-Венгерской империи. Когда-то именно эту Краину они и были посланы охранять Марией Терезой от турок. Шаг то был продуманный, так как православный народ имел обширный опыт войны с османами с одной стороны, с другой – вряд ли бы заключил союз с живущими тут католиками и попытался сепарировать империю.
Шли годы, в Лике и соседнем Кордуне формировалась своя культура и обширная традиция. С началом Первой Мировой не было сомнений, на чью сторону сербские жители этих регионов встанут. Тогда-то и произошёл первый отход краишников за Дунай, в местечко, известное как Апатин, а также другие земли Воеводины. Которые после войны стали частью Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, а затем кратко – Югославии. Вот случилась Вторая война, тогда ещё немалая часть личан переселилась к собратьям, на территории, которые к концу войны стали уже Республикой с тем же ласкающим слух названием. Но и она просуществовала недолго. И тогда последние личане ушли из Лики в Воеводину, теперь уже Сербскую. Принесли они с собой ряд традиций, включающих песни, кухню, одежду и, конечно же, праздники.
Первый раз на тёплом событии этого народа журналист русский оказался на Личком Прелу, отражающем зимний обычай собираться соседям в одном доме. Здесь и вашего покорного слугу приняли в свои, подарив национальный костюм, дав личанское имя, накормив до отвала и спев свои, а затем и русские песни.
То было зимой. А жарким летом вызван жизнеписац балканский был в Апатин представителями администрации, с целью знакомства с блогерами из России. У них популярный канал на Ютубе, и когда выйдет ролик с событий, о которых речь пойдёт ниже, уважаемый читатель будет оповещён.
Как бы там ни было. Какая бы причина ни привела Бродягу в любимый город, он вновь стал гостем на личанском событии. Потомки воинов, конечно же, посвящают лето многоборью. Которое так и зовётся – Личка олимпиада. Соревнования проводятся в перетягивании канатов, прыжках в высоту и армреслинге.
Вот почему прибыв к Бане Юнакович, что классически оказывается местом проведения мероприятий личан, журналист русский обнаружил в обилии крупных мужиков. Любопытно, что в палатке для журналистов один весьма худощавый друг в личкой шляпе подал обозревателю пива баночку. Разумеется, баночку “Елена”, гордости Апатина. А сам даритель оказался победителем в армреслинге.
Пройдясь вдоль спортивного поля, журналист русский оказался у лесочка, где тоже проводилась неизменная часть доброго сербского праздника. Готовилось печение из свинины и ягнёнка на кострах, за столами разливалась ракия.
Чтобы мужчины сильно не пьянели, заботливые хозяюшки подали масляные приганицы, ну пышки, если по-нашему, только их можно есть не только со сладким, а и с солёным. Колбасы домашние и сыры.
За одним из столов развевался триколор в русском порядке. Ну а где ещё может оказаться флаг северных славян, как не возле сербских военных, что по поводу праздника организовали походную кухню. Делились со всеми желающими армейским для Сербии блюдом – пасулью. Ну, фасолевым супом густым, то есть.
Наконец, плотно отобедав, журналист русский со съёмочной группой отправился в противоположную сторону от города, где на берегу Дуная уже звучали венгерские песни и речь, разливалась палинка, а на кострах парили котлы с рыбьим паприкашем – отборочный тур к Рыбным Вечерам от апатинского села Купусина, где живут преимущественно венгры.
И тут играли дети, обнимались старики, и Бродяга вспомнил историю, как впервые прибыв к знаменитой реке, личанин наткнулся на венгра, и тот научил его готовить самое вкусное блюдо из рыбы. Апатин и правда город для всех. Вот и русам тут нашлось местечко.
Добрыня Балканыч