«Политический» цикл продолжается: и сегодня мы беседуем с лидером одной из старейших партий Сербии, Демократической партии, доктором политических наук Зораном Лутовацем. В прошлом Лутовац был главой Департамента по правам человека, советником премьер-министра Джинджича и специальным советником президента Сербии Бориса Тадича, а также первым послом Сербии в независимой Черногории. Поговорили об эволюции Демократической партии, кодексе чести настоящего политика, оппозиции Вучичу, российских инвесторах, позиции по Косово и не только.
– Демократическая партия – одна из старейших партий Сербии с длинной историей. Расскажите, что изменилось, а что сохранилось в программе и целях партии? Что в ней от Любомира Давидовича, что от Зорана Джинджича и Бориса Тадича, а что от Зорана Лутоваца?
– С момента основания Демократической партии в 1919 году до сегодняшнего дня она унаследовала несколько универсальных ценностей: свобода, демократия, права человека, терпимость, социальная справедливость. Первый председатель, Люба Давидович, был человеком терпимости, уважаемым как народом, так и политическими оппонентами. Его украшали честь, честность, последовательность. По нравственным качествам он превосходил многих политиков.
После эпохи коммунизма и обновления многопартийной системы возрожденную партию возглавил Драголюб Мичунович. Демократическая партия стала первой оппозиционной партией, собрала интеллектуальную элиту и стала идеологическим лидером новой демократии. Однако, только с приходом Зорана Джинджича она получила значительную поддержку в других слоях общества, укрепила свою инфраструктуру и стала одним из столпов оппозиции. Джинджич был интеллектуалом и энергичным человеком, и партия явно позиционировала себя как социал-демократическая. Джинджичу удалось собрать оппозицию, которая сменила самодержца Милошевича и сформировала первое демократическое правительство в Сербии после Второй мировой войны. Он был реформатором и модернистом, который пробудил в Сербии надежду на то, что мы можем построить свободное и демократическое общество. После убийства Джинджича и последовавшей за этим апатии в обществе Борис Тадич возглавил партию, которая добилась наибольшей поддержки среди избирателей в недавней политической истории, стал президентом и попытался привести Сербию к реформам.
Все они обладали качествами, важными для партийного и государственного деятеля. Я полностью привержен кадровой и организационной реформе партии и восстановлению утраченного доверия граждан, которые ожидали, что Демократическая партия сделает гораздо больше, чем когда она была у власти. Сегодняшняя партия полностью посвящена гражданам, карьеристам больше нет места в руководстве, и граждане это признают. И я полностью привержен общественным интересам, я – человек слова и хочу проводить достойную политику вместе с моими товарищами по оружию, политику, которой должны заниматься лучшие среди нас, а не те, кто следит исключительно за своими интересами. Только такой подход может помочь построить достойное человека государство и общество.
– Демократическая партия участвует в едином оппозиционном блоке на парламентских выборах в апреле 2022 года. Как удалось договориться столь разным партиям и как планируется делить мандаты и должности в случае успеха на выборах?
– Мы сформировали альянс разных партий, движений, союзов, ассоциаций. Это не идеологическая колонна с общей программой, как в других случаях, поэтому для достижения согласия потребовалось немного больше терпения. Граждане признают это широким альянсом, который достаточно силен, чтобы быть альтернативой Вучичу и альянсу, который он собирает. Распределение мандатов – это не то, что интересует граждан, их интересует, сможем ли мы отложить в сторону свои интересы и бороться в интересах общества.
– Перечислите главные достижение партии за последние годы? Что еще не получилось сделать, но вы видите это своим приоритетом?
– Партия обновилась в кадровом отношении, начала восстанавливать утраченное доверие, открыла двери для беспартийных людей, позиционировала себя как наиболее желанный партнер в оппозиции и партию с наибольшим синергетическим эффектом. Впереди нас ждет погашение долгов, оставленных нашими предшественниками, и финансовая консолидация.
– Многие крупные российские инвесторы пришли в Сербию в тот момент, когда у власти была Демократическая партия. Что ждет потенциальных инвесторов в случае успеха вашей партии на выборах?
– Мы – серьезная партия государственного строительства, которая борется за верховенство закона и, следовательно, за правовую безопасность инвесторов. Таким образом, у них будут более безопасные и стабильные позиции, чем сейчас. Их положение не должно зависеть от того, кто находится у власти.
– Особое внимание в программе «Демократической партии» уделено налоговой реформе, не могли бы рассказать об этом подробнее?
– Только справедливая налоговая система обеспечивает стабильность. Итак, чтобы вас уважали, нужно быть честным. В нем ней привилегий и ее нельзя использовать для противостояния политическим оппонентам. Она также должна позаботиться о более справедливом распределении налогового бремени, что позволит уменьшить неравенство в обществе и облегчить положение беднейших и наиболее социально уязвимых групп граждан.
– В вашей программе прямо указано, что «Сербия должна согласовать внешнюю политику и политику в области безопасности с политикой ЕС в ходе вступления в Евросоюз». Означает ли это введение санкций против России?
– Демократическая партия – проевропейская партия, но не антироссийская. Напротив, мы стремимся к улучшению отношений с Россией. Когда мы окажемся в ЕС, у нас будет общая внешняя политика, но до тех пор мы будем оценивать для себя, что в наших интересах, а что нет.
– Ваше отношение к косовскому вопросу? Считаете ли вы, что регион имеет право на самоопределение, либо произошедшее в Косово и Метохии – сепаратная диверсия, искусственно устроенная коллективным западом?
– Согласно международному праву, Косово может стать независимым только через Совет Безопасности ООН, где нет поддержки со стороны Москвы и Пекина, или Сербия может признать эту независимость, где нет поддержки со стороны граждан Сербии. В самом Европейском Союзе нет согласия по этому поводу. Поэтому вопрос статуса следует оставить в стороне и заняться улучшением жизни граждан.
– Какова позиция партии по вопросам вступления в Сербии в ЕС, а также сотрудничества с Россией, США и Китаем?
– Сербия должна интегрироваться в ЕС, но также сохранять хорошее сотрудничество с Россией, США и Китаем.
Беседовал Владимир Басенков