Выяснилось, что существует "санджакская диаспора"

Выяснилось, что существует “санджакская диаспора”

“Зукорлич принял представителей общины санджакской диаспоры” – с таким заголовком 26 апреля вышла новость на сайте Партии справедливости и примирения.

В штаб-квартире партии (не в офисе, в штаб-квартире) в Нови-Пазаре ее председатель и сын покойного основателя Усама Зукорлич принял представителей санджакской диаспоры Митхата Муйовича и Нихада Гегича из Австрии. В ходе встречи они обсудили взаимное сотрудничество в рамках совместных проектов, представляющих интерес для санджакской диаспоры.

Хотя наша редакция довольно давно наблюдает за происходящем в юго-западной провинции Сербии, но даже мы запутались в лабиринтах местного этносепаратизма.

Итак, регион Санджак населяют славяне-мусульмане, или сербы, принявшие ислам еще во время турецкой оккупации. Собственно, название “санджак” осталось с турецких времен и сохранилось в том числе как обозначение района, густонаселенного мусульманами.

Так вот, в СФРЮ из сербов-мусульман сделали этническую группу – мусульман и это стало названием целого этноса, или попыткой отделить сербов, исповедующих ислам, от православного сербского большинства.

Боснийская война позволила сделать в борьбе по поискам себя еще один виток – и мусульмане в Боснии и Герцеговине стали называться бошняками, ну, а в Санджаке это лишь поддержали. Сам по себе сербский Санджак давно стал местом ползучего сепаратизма, где лидеры местных диаспор уверенно ведут параллельную Белграду политику словно являются субъектами международного права. Если с одиозным Сулейманом Углянином, лидером Партии демократического действия, фактически филиалом одноименной боснийской партии печально известного Алии Изетбеговича, все примерно понятно, когда он словно президент суверенного государства Санджак поздравляет с Милатовича и Эрдогана с победой на выборах, то с Зукорличем-младшим вопросов гораздо больше.

Сегодня Усама Зукорлич – заместитель председателя парламента Сербии. Санджак – не отдельное государство, а регион страны. Очевидно, что Зукорлич при маленьком количестве депутатов от партии в парламенте получил от Белграда высокую должность в Скупщине в знак доверия, в надежде, что сын покойного лидера сербских мусульман продолжит взвешенную политику по контролю и в нужный момент усмирению радикальных элементов вроде того же Углянина.

Но Зукорлич, помимо ведения параллельной политики, которая, видимо, официальный Белград устраивает, принимает у себя представителей некой “санджакской диаспоры”. Не бошняцкой, что было бы логично, если бы речь шла о сербах-мусульманах, которые живут в разных странах и уже сложились в отдельный этнос. Но и гости из Австрии, если воспринимать “диаспору” как “землячество”, очевидно, представляют именно бошняцкий народ.

В частных беседах с сербскими интеллектуалами неоднократно звучала версия о том, что Санджак – один из следующих на очереди в плане расчленения Сербии. Глядя на то, как бошняцкие лидеры в регионе все чаще открывают “окно Овертона” на тему позиционирования региона отдельным государством – вера в услышанные и не раз замечания мудрых сербов, увы, кажутся реальными прогнозами на будущее, возможно, совсем недалекое.

Поделиться новостью