На фоне введения Евросоюзом нескольких пакетов санкций против России Сербия в конце февраля приятно и неожиданно, выдержав давление «западных партнеров», отказалась поддерживать антироссийскую коалицию. Однако, спустя неделю, несмотря на заявленный нейтральный статус, Сербия присоединилась к резолюции ООН с осуждением действий России. Александр Вучич мотивировал позицию страны беспрецедентным давлением Запада, а также попыткой сохранять линию поддержки территориальной целостности любого государства мира на фоне имеющихся проблем с Косово. Однако, его оппоненты возразили, что стоит быть последовательными в сохранении статуса военного нейтралитета, и не вводя санкции вслед за ЕС, от голосования в Совете безопасности ООН также стоило воздержаться. Бывший министр иностранных дел Сербии и лидер Народной партии Вук Еремич вообще заявил, что Александр Вучич пообещал западным странам ввести санкции против России после победы на выборах 3 апреля. Возможно ли это? Отвечают эксперты портала «О Сербии по-русски».
Милош Банджур, депутат парламента Сербии от правящей Сербской прогрессивной партии:
– Я не верю. В заявлении правительства Сербии говорится, что «санкции против России вводиться не будут, потому что это не в интересах Сербии». В заявлении не указаны этические, принципиальные или какие-либо иные причины неприсоединения к санкциям против России, а только «интересы», что позволяет сделать вывод, что это в первую очередь экономический и политический интерес.
Учитывая, что контрольный пакет акций нефтяной промышленности принадлежит российской компании, что контрольный пакет акций газовых хранилищ и «Балканский поток» через Сербию принадлежат России, что Россия является единственным поставщиком природного газа в Сербию, я считаю, что введение санкций против России было бы смертельным для сербской экономики.
Помимо экономических причин, у Сербии есть сильная политическая причина не присоединяться к санкциям против России, поскольку поддержка России в Совете Безопасности ООН по вопросу Косово и Метохии и Республики Сербской неоценима. Россия несколько раз в судебных ситуациях использовала право «вето» в Совете безопасности, защищая Сербию.
Стеван Гайич, доктор политических наук, сотрудник белградского института Европейских исследований, приглашенный профессор МГИМО:
Уверен, что если Вучич станет президентом – это произойдет благодаря данным Западу обещаниям. Мы видим, как в Черногории в один миг сформировалось пронатовское правительством, а Мило Джуканович полностью вернулся в игру. То же самое может быть с Вучичем. Как залог того, что он введет санкции после 3 апреля, Сербия проголосовала в Генеральной ассамблее ООН против России. И это большой позор для сербов.
Сейчас Вучич прибедняется, что он слабый и находится под давлением. Ему очень неловко, потому что электорат Вучича – патриотический и прорусский. Напоминаю, Вучич сам организовывал 100 000 своих людей на встречу Путина. А вот пикет 4 марта, автопробег 13 марта и другие митинги случились не при поддержке Вучича, а вопреки его воле. Он даже на днях косвенно намекнул, что не позволит этому произойти. Главная проблема Вучича – сербский народ, ориентированный прорусски. Но если он возьмет власть (а это возможно, потому что НАТО его поддерживает), то будут введены санкции.
Должен сказать: ожидаю, что антирусский поворот будет (о чем я в прошлом очень много писал и говорил). История с Мило Джукановичем, с так называемым «русским госпереворотом» в 2016 году, истерия вокруг которого обеспечила вступление Черногории в НАТО. Тогда Вучич сказал, что, действительно, есть «элементы иностранного влияния». А прокурор Черногории поблагодарил сербские спецслужбы за помощь. В 2019 году таблоиды Вучича сфабриковали кейс с «русским шпионом», а в 2020 году они же обвинили Россию в антиправительственных протестах в Белграде.
Еще раз, отвечая на ваш вопрос: да, думаю, если Вучич победит, он будет вводить санкции против России. Важная вещь: Вучич уже сказал, что сократит число рейсов в Москву. Был вброс о бомбе, мне сразу было понятно, что это какая-то «спецоперация», которая может быть прелюдией к отмене рейсов Белград-Москва. Так что нас ожидают трудные времена. Если Россия победит, нам будет трудно, а если проиграет – нас не будет. Поэтому все сербы молятся за русскую победу. Только победа может существенно изменить положение Сербии и освободить нас от ига НАТО.
Миша Вацич, председатель партии «Сербские правые, кандидат на пост президента Сербии:
– Я уверен что Вучич не введет санкции против России после 3 апреля. И я на 100% уверен, что не введу санкции, став президентом. Верю, что Вучич не сделает этого, так как никто нормальный в Сербии не будет вводить санкции против РФ. Также я абсолютно уверен, что не победит Понош – кандидат НАТО, но гипотетически, если бы он победил, он бы ввел санкции против России в ту же секунду, первым актом, который бы он принял. Так что выбор между Поношем, который на 100% за санкции, между Вучичем, в которого я верю, что он не введет санкции, и мной, который никогда не введет санкции, а даже открыто встал бы на сторону России. Я, возможно, даже организовал бы отправку добровольцев в помощь России, отозвал бы закон о запрете участия граждан Сербии в иностранных войнах, если бы я победил на президентских выборах и помогал бы России.
Младжан Джорджевич, лидер движения «Освобождение»:
– Да, мы считаем, что это случится, потому что приходит к концу время, когда Вучич мог сидеть на двух стульях. В данной ситуации он должен будет выбрать между западными наставниками, которые его привели к власти, и Россией, которая ему уже долгие годы нужна лишь для победы на выборах. Ему нужна была поддержка российского руководства, встречи или телефонные звонки. Но в ситуации, когда весь мир настолько истерично относится к России, Вучичу придется определиться. Так как Запада привел его к власти и может эту власть у него забрать, то он сделает выбор в пользу Запада.
Это подразумевает и введение санкций против России. Первые шаги мы уже видим: сокращение числа рейсов между Белградом и Москвой в ситуации, когда их можно увеличивать и все билеты были бы распроданы легко, не важно, сколько рейсов было в день. А Вучич сокращает число рейсов под давлением Запада. На решение ввести санкции он уже готовит общественное мнение через медиа. Еще одно доказательство: запрет запланированного на воскресенье автопробега в поддержку России (который все-таки состоялся), оправданием чего было якобы предотвращение столкновений между сторонниками России и Украины.
Мильян Дамьянович, заместитель председателя Сербской радикальной партии:
– Это вопрос к Вучичу, а не к нам. Хочется верить, что этого не произойдет, потому что он неоднократно публично заявлял, что никогда не будет вводить санкции против РФ, но на него оказывается большое давление со стороны западных стран. Я верю, что есть такое давление, но это также происходит и в тех случаях, когда вы пытаетесь «усидеть на двух стульях».
Зоран Чворович, доктор юридических наук, профессор Крагуевацкого университета:
– После выборов 3 апреля Вучичу будет легче вводить санкции против России, хотя и большинство его электората имеют русофильские настроения. Однако не следует полагаться на твердость убеждений массовых движений, таких как СНС, так как людей в таких движениях обычно объединяют личные мелкие или крупные интересы, а не убеждения. Члены таких движений, в частности, твердо привержены идеям, которые могут поставить под угрозу их мелкие личные интересы. Члены движения, такие как СНС, принимают только те политические усилия, которые не ставят под угрозу достигнутый и особенно запланированный уровень их материального достатка. Именно поэтому Вучич дает идею защиты Косово и вступление в ЕС таким избирателям.
Но вступление в ЕС означает отказ от Косово, ведь в 2015 году ЕС заключил специальное Соглашение об ассоциации с так называемой республикой. Словом, не стоит полагаться на силу русофилии избирателей Вучича как на преграду для введения санкций против России. Их сопротивление такому акту было бы равносильно сопротивлению членов Коммунистической партии Югославии решению Тито повернуться спиной к СССР и присоединиться к западному блоку. Это означает, что сопротивление будет спорадическим, хотя и сильным в некоторых меньшинствах, но безрезультатным. Ведь среднестатистический избиратель Вучича уже одурманен СМИ-пропагандой государственного телевидения и радио об агрессии России против Украины.
Хотя Вучич и учитывает настроения избирателей, но свое решение о возможном введении санкций в отношении России будет основывать, прежде всего, на оценке своей личной и имущественной безопасности и безопасности своей семьи. В этом смысле новый представитель Германии на Западных Балканах Мануэль Зарацин уже сказал ему, что случай Зеленского и Украины показывает, что российские гарантии безопасности ненадежны. Объективный наблюдатель судьбы Зеленского пришел к обратному выводу, что ЕС и НАТО неспособны защитить своих колониальных правителей. Хотя это не соответствует действительности, Германия в США говорит Вучичу, что обеспечит ему личную и имущественную безопасность не только пока он находится у власти, но и когда он уйдет от нее. Словом, из оценки гарантий собственной личной и имущественной безопасности Вучич будет принимать решение о введении или не введении санкций в отношении России, хотя все выглядит как артиллерийская медийная подготовка к введению санкций.
Никола Сандулович, председатель Республиканской партии, кандидат в президенты Сербии:
– По имеющейся у нас информации, Александр Вучич обязался ввести санкции против Россия перед выборами 3 апреля.