29 июня в обращении к нации Александр Вучич приятно удивил многих сербов, включая представителей оппозиции. Фактически, он показал намерения по-иезуитски загоняющему Сербию в угол Западу намерение жестко прекратить их коварную игру. Уверенные в безнаказанности и достижении своих целей, «западные партнеры» настолько потеряли чувство меры, что уже в открытую, и даже без предложения «размена» (хотя речь и идет о вопросах, которые в глазах сербов размену подлежать не могут в принципе) вынуждают «последнего союзника России в Европе» ввести против нашей страны санкции и признать независимость самопровозглашенного Косово. «Доста jе било» (Хватит!) — стукнул по столу кулаком Александр Вучич. О причинах и последствиях решительности президента Сербии размышляет Стеван Гайич, доктор политических наук, сотрудник белградского института Европейских исследований, приглашенный профессором МГИМО.
– Стеван, скажи, как ты отреагировал на вчерашнее обращение к нации Александра Вучича? Можно ли сказать, что оно резко контрастирует с привычным тоном сербского лидера?
– Вчерашняя конференция Вучича была «другой» по содержанию по сравнению с тем, к чему мы привыкли. Это событие может оказаться первым серьезным столкновением между Вучичем и Западом.
– Почему?
– Раньше обращения Вучича были хорошим представлением для всех: Россия получала союзника в лице Сербии, а коллективный Запад получал «удерживающего» «диких» прорусских сербов, двигаясь в сторону НАТО. Но произошел перелом. Мир изменился. И он изменился за последние 10 лет, пока Вучич у власти.
Схема запада в отношении Сербии была такова: создать коалиционное правительство, при котором Джилас должен был бы стать премьером, Вучич бы остался президентом. Но он понял игру запада, стремящегося постепенно лишить Вучича власти. Ответственным за предательство Косово в итоге бы остался Вучич, как и за последующее введение санкций против России. А весь связанный с криминалом компромат, о котором периодически пишут в СМИ, сработал бы против Вучича.
– И понимая это, он изменил стратегию?
– Я думаю, да. Он понял, что сербы многое готовы были бы ему простить из того, что связано со скандалами внутри страны. Но предательство – никогда. Поэтому он понял, что Милошевич потерял власть не потому, что открылся «ящик пандоры» криминальных и коррупционных историй, а из-за того, что натовские войска вошли в Косово, из-за того, что Милошевич сдал сербов в Сербской Краине и отчасти Республике Сербской.
– То есть запад решил выбить власть из-под ног Александра Вучича.
– Да, и это похоже на то, что происходит сейчас с Мило Джукановичем, который частично у власти, но фактически власть потерял. Вучич понял: только он начнет защищать сербские интересы, он сможет защитить и свои личные интересы. Это серьезное столкновение. В феврале 2015 года прошлом Джон Керри про то, что ряд стран находится на «линии огня», когда говорится об отношениях Вашингтона и Москвы, а среди них Черногория, Косово и Македония, а также Грузия, Молдавия и Приднестровье. А запад начал играть с этими понятиями. Потому что на фоне того, что с Россией ничего не могут сделать, то захотят устроить заварушку «в тылу», в Сербии.
– Вучич открыто сказал, что за этим стоит Великобритания и Германия.
– А началось все с абсолютно дебильного выступления Олафа Шольца в Белграде. Обычно говорят: если Бог хочет наказать – лишает разума. Шольц приехал и сказал, что Сербия должна ввести санкции против России и признать Косово даже не предложив ничего взамен (хотя это вопрос морали, а не торга). Абсолютный идиотизм. Сербы по всем позиция настроены прорусски, что только усилилось с 24 февраля. Конечно, Вучич понял, что не хочет попасть в ловушку: с одной стороны, его вынуждают пойти на предательство, которое с другой стороны будет грозить потерей власти и даже свободы.
Мне были интересны слова Вучича, где он говорит: «Вы думаете мы [сербы] тупые? Но мы говорим, что поняли вашу игру». Он говорил это в контексте Брюссельских соглашений, но посыл был такой: «Вы думаете, я такой тупой? Я у власти 10 лет, и, по-вашему, я не понял такую простую западную схему, которую вы тысячу раз использовали в Латинской Америке и даже в самой Сербии?». Он был просто в шоке.
– Почему именно вчера?
– Скорее всего, это результат визита на Видовдан (что символично) посла США Кристофера Хилла, и на следующий день Мирослава Лайчака. Я думаю, они ему в очередной раз предложили создать коалиционное правительство с оппозицией, где место премьер-министра было бы отдано оппозиции.
– Но разве не в этом оппозиция видела благо?
– Наши оппозиционеры очень тупо отыграли. Особенно Джилас, который до выборов говорил, что санкций не будет и не высказывался негативно о России, только чтобы на следующий день после выборов опозориться встречей с Вучичем перед одной частью избирателей и высказаться против России, тем самым настроив против себя другую часть электората. Парень, почему ты этого не сказал за день до выборов? Тем самым Джилас ослабил свою позицию, думая, что достаточно иметь лишь поддержку запада. Он не понял одну вещь: когда Сербская прогрессивная партия пришла к власти не только благодаря поддержке запада, но и потому, что были самой большой партией в стране. Джилас же думает, что достаточно только поддержки запада. А то, что он со своей партией занимает только четвертое или пятое место в общем числе политических объединений – это для него ничего. Это смешно.
– Таким образом, он сломал всю схему западным покровителям.
– Думаю, что запад просчитался, начав эту игру. И окончательно развернул игравшего свою игру Вучича (изображая себя перед востоком союзника, но фактически будучи западным игроком) против себя. Вучич встал перед выбором: либо быть обвиненным за все, или сохранить власть и интересы государства. Мы входим в очень интересный период. Думаю, что мы находимся там, где находились семьдесят с копейками лет назад. Мы являемся проблемой для НАТО также как были проблемой для Гитлера. В сентябре будет интересно.
– Раньше ты был уверен в маловероятности конфликта в Косово: дескать, электоральные игры обеих сторон накануне очередных выборов, позволяющие накинуть себе очков. Сейчас не будешь столь категоричен?
– Сербия точно не будет устраивать никаких провокаций. Но это не значит, что войну не спровоцируют. И сегодняшняя ситуация полностью отличается от того, что было в прошлом, например, от плана по разграничению территорий с Косово. План этот мертв. Косово сербы вернут – нет сомнений. Когда это произойдет – в руках Божьих. Когда мы будем достойны, это случится. Но точно могу сказать, что сербы войну не начнут.
Сейчас Россия не совсем рядом, имея ряд своих проблем. Но появился Китай, и сказал западу: не думайте, если Россия занята, сербы остались беззащитными. Китай прислал нам систему противовоздушной обороны – это сигнал западу. Для китайцев бомбардировки их посольства в Белграде и убийство их граждан – обида, за которую виновные не ответили. Также как в России был национальным позором тот факт, что сербов бомбили. Китайцы заинтересованы защищать нас. В мире, который меняется, только у сербов на Балканах есть выбор, и только сербы как политический фактор являются субъектом. А все остальные – просто покорные слуги НАТО. Рано или поздно они будут смотреть на сербов как в XIX веке, когда мы сами называли себя «Србиjа Слободиjа».
Беседовал Владимир Басенков