Эскалация конфликта на севере Косово усиливается. К образовавшимся на пропускных пунктах баррикадах стягиваются силы албанского спецназа полиции РОСУ, над зоной противостояния кружат «МиГи» Белграда, а в соцсетях выкладывают фотографии подвоза сербских танков к границам автономного края. Серьезный инцидент произошел и в ночь с пятницы на субботу: в косовском Зубином Потоке неизвестные сожгли и заминировали Центр регистрации автотранспорта.
Что происходит: очередная игра мускулами Белграда и Приштины, или регион на пороге большой войны? Спросили у эксперта сайта «О Сербии по-русски», Стевана Гайича, доктора политических наук, научного сотрудника Института европейских исследований и приглашенного профессора МГИМО при МИД РФ:
В финальной сцене последнего эпизода четвертого сезона сериала «Карточный домик», Кевин Спэйси в роли президента США говорит: «We don’t submit to terror, we make terror» («Мы не подчиняемся террору, мы его создаем»). Он делает это в момент, когда над ним «висит» собранный на него компромат.
Во время визита Ангелы Меркель в Белград канцлер в дружественной обстановке сказала Вучичу, что она ему доверяет, потому что президент выполняет свои обещания. Мы можем сделать выводы о его «обещания» судя по тому, что Вучич, которого Меркель поддерживала все время: расформировал все институты сербского государства на севере Косово, оставшихся после оккупации в 99-м году, и строил «Великую Албанию». Мы сегодня имеем такое положение, что у Сербии есть Резолюция 12 44, гарантирующая территориальную целостность Косово и Метохии в своем составе, и имеем Вучича, на которого существует ряд компроматов. Мы видим, что сейчас он, возможно, пытается устроить «мини-войнушку» и выставить себя миротворцем, вместе с Курти и НАТО подписывая договор о разграничении (потому что вполне возможно, армия Сербии займет север Косово), а остальное будет принадлежать «большой» Албании. Это было бы катастрофой. Но Вучич бы показал мускулы, в Косово бы появились сербские танки, и НАТО пошло бы на эту сделку. Мне кажется, что все это происходит за спиной как России с Китаем, так и США. Потому что в последнее время НАТО и США вели себя как две отдельные структуры, несинхронизированные.
Я надеюсь, что никакой войны не будет, и это – только предвыборная кампания Вучича. Но время покажет. Если будет война – ее бессмысленно вести без полного освобождения Косово и Метохии. Но НАТО просто не позволит этому случиться. Единственное, что может случиться, так это «войнушка» по договоренности, чтобы создалась «Великая Албания» и в рамках мирного договора Сербия стала членом НАТО. Надеюсь, этого не будет. Если в Сербии будет введено военное положение, Вучич может лишь усилить свою деспотию. Напомню, вечера был отпущен владелец самой большой плантации марихуаны в Европе. СМИ и независимые некоммерческие организации, такие как «Крик», говорили о том, что есть связь верхушки власти с этой плантацией. Министр полиции Александр Вулин сообщил, что жалеет, что закон о полиции, который он предлагал, не прошел. Этим законом полиция получила абсолютно деспотичные полномочия, возможно, такие, каких не было у гестапо в гитлеровской Германии. Согласно предлагаемому закону, полицейские могли бы не показывать свое удостоверение, арестовывать без судебного решения. Этим законом Вучич дополнительно хотел утвердить свою власть. Но с запада ему пришло предупреждение. И слава Богу! Но это говорит о том, что он прислушивается к тому, что говорит ему запад. Пока сербские самолеты летают, на границе появляются танки, а одновременно албанский спецназ тренируется с силами KFOR, это значит, что все происходит с какого-то высокого дозволения.
Думаю, что Россия и Китай должны внимательно за этим наблюдать, потому что, возможно, что-то происходит за их спиной. Интересно, что спецпредставитель и посредник в переговорах Мирослав Лайчак сделал заявление, что конечная цель его миссии – международное признание Косово и подписание Сербией соглашения с этим новопризнанным государством. После таких слов любое независимое государство бы сказало: спасибо и до свидания. Но Вучич так не сделал. Лайчак был пять дней в Белграде, непонятно, что он там делал, ведь журналисты не могли до него добраться. У него с Вучичем отличные отношения. А это говорит о многом. Далее Вучич саботирует Республику Сербскую, он признает нового высокого представителя Кристиана Шмита (которого не признает Россия и Китай, что показательно, ведь Китай обычно ведет себя очень сдержанно). Его не признает и Республика Сербская. Но Вучич с ним встретился.
Вучич и дальше продолжает проведение глобалистской повестки, не говоря о том, что уже открыто заявляется о введении ковид-паспортов в Сербии, из-за которых по всему миру идут протесты. Важно то, что Лайчак делал заявления, а Сербия ничем не парировала. Мне кажется, это последняя попытка привести в жизнь мертвую идею так называемого разграничения. Вучич покажет, что получил что-то, провозгласит победу, признает 95% Косово независимым государством, а большие силы, такие как Россия, Китай и даже США поставит перед фактом: ну, вот, так уж случилось, а вы что, против мира? Но цель – вхождение Сербии в НАТО. Без реализации такого сценария и еще более неограниченной и деспотичной власти Вучича, которые бы ему позволил закон военного времени, он бы не смог удержаться у руля. Потому что компромат против него имеет настолько серьезную силу, что удержаться он может только силой и при натовской поддержке.
Вся эта история мне кажется похожей на театр Вучича и его натовских друзей.
Беседовал Владимир Басенков