Создание единого балканского союза с внеблоковой ориентацией, в который вошли бы Сербия, Черногория и Республика Сербская, который сохранял бы военный нейтралитет – первый пункт политического соглашения, которое подписали в Москве «Единая Россия» и Демократическая партия Сербии (ДСС), – рассказала в интервью газете «Политика» Санда Рашкович-Ивич, председательница ДСС.
«Русские нас не зовут и не настаивают на том, чтобы мы вошли в ОДКБ, они хотят, чтобы наша страна оставалась с военной точки зрения нейтральной при том, что Россия, как великая держава, предоставила бы определенные гарантии. Швейцария нейтральна не потому, что она так хотела, а потому, что великие силы об этом договорились. Второй пункт соглашения касается борьбы за Косово и Метохию в составе Сербии, третий – противодействия введению санкций против России и, наконец, соглашение касается экономического и культурного сотрудничества», – рассказывает Санда Рашкович-Ивич.
По ее словам, подобное соглашение гораздо лучше, чем толпиться на улице и митинговать против НАТО и введения санкций против России, так как «протесты это лишь отдушина, люди пошумят, думают, что они что-то сделали и идут домой, а все остается по-старому».
Некоторые могут сказать, что подобным соглашением Россия вмешивается во внутренние дела Сербии, так как Сербия должна сама решать вопрос о своей военной политике?
– Я не сказала бы, что это вмешательство во внутренние дела Сербии, в особенности то, что было подписано между двумя партиями – ДСС и «Единой Россией». Да, его подписал вице-председатель Думы Сергей Железняк, да у него высокий государственный пост и пост в «Единой России», но это все-таки соглашение с партией. Вмешательством стало бы, если бы Россия сказала, что она поддерживает референдум против вступления Сербии в НАТО и поможет его организовать.
Не может ли некритичное отношение к России быть для Сербии столь же вредным, как и некритичное отношение к Вашингтону и Брюсселю?
Именно в этом ДСС и отличается от других, у нас нет некритичного отношения к России. Мы никогда не говорили, что хотим быть российской губернией, ни что мы хотим, чтоб Сербия вступила в Евразийский союз или в ОДКБ. Мы хотим сотрудничать с Россией, опереться на нее в политическом смысле. Почему бы не опереться, если они не допустили изменений в Резолюции 1244, принятия резолюции по Сребренице, принятия Косово в ЮНЕСКО. Русские политически высказались уже достаточно. В то же время из-за своего безальтернативного пути в ЕС, наша страна вообще не использует возможностей экономического сотрудничества. 40% строительной индустрии в России держали турки. Сейчас из-за напряженности в отношениях между Россией и Турцией этот рынок остался свободным, но наша страна не собрала строительные фирмы, чтобы дать им государственные гарантии, направить их туда и начать поставлять строительные материалы. Об экспорте сельскохозяйственной продукции и товаров широкого потребления и не говорим. Войти в Москву и Петербург тяжело, но российские регионы с удовольствием примут наши товары. Конечно, не лишним было бы и военное сотрудничество, раз мы уже сотрудничаем с НАТО, нужны были бы и какие-то программы с ОДКБ.
В ваши избирательные списки вошел Александр Недич, в курсе ли вы, что этим вызвали негодование части общественности, а возможно и ваших избирателей?
– Господин Александр Недич – правнук Милана Недича (1877-1946, премьер-министр марионеточного коллаборационистского «правительства национального спасения», созданного после оккупации Сербии немецкими войсками прим RuSerbia), но нельзя, чтобы правнук носил печать из-за своего прадеда. Сейчас последняя возможность, чтобы Сербия пришла к национальному примирению. В нашем списке есть и люди из партии «Движение за Сербию» Владимира Кршлянина, убежденного левого и это ему не мешает, это не мешает полковнику Любинко Джурковичу, герою Кошар, левому по убеждениям, так что это не должно мешать и гражданам Сербии. Своим избирательным списком мы шлем сигнал к национальному примирению. Все регионы достигли примирения, словенцы помирили своих левых и правых из Второй мировой войны, так же сделали и хорваты, одни мы остались. Одни лишь сербы еще перебирают, только у нас Вторая мировая еще не закончилась. Я хочу, чтобы она, наконец, завершилась.
Какова подоплека нападок на вас со стороны Шешеля, претендуете ли вы на одних избирателей?
– Избиратели ДСС и радикалов не одни и те же. Эти люди могут иметь одинаковые взгляды по НАТО, ЕС, Косово, но это, все же несколько иная публика, одни люди голосуют за Шешеля, а другие за нас. Не хочу принижать ценность какого-либо избирателя, но в саду могут цвести тысячи цветов и те цветы, которые ближе к ДСС не те, что связаны с господином Шешелем. У Шешеля есть капелька страха, что все-таки некоторые люди перейдут к ДСС и повернутся к нему спиной. Он делает то, что всегда делал – создает хаос в оппозиции, нападает за счет властей. Это он делал с моим отцом, чтобы сделать приятное Милошевичу, а сейчас это делает за счет Вучича.
Почему стороннику правых партий лучше голосовать за вас, а не за кого-то другого?
– ДСС это традиционная партия, которой уже 24 года. Это партия, которая была и у власти и в оппозиции, которая всегда демонстрировала свою последовательность, свое государственничество, свой большой демократический потенциал. То, чем ДСС, возможно, отличается от остальных партий национальной ориентации, это сильные гражданские просвещенно-национальные взгляды, не вульгарные, не ругательные, не хулиганские, а также ее очень большой демократический потенциал. Нам одинаково важны и демократия, верховенство права, свобода прессы, пристойное поведение в обществе и национальный вопрос.