Ценз на выборах в Сербии снижен до 3%

Поможет ли предвыборное соглашение избежать политического кризиса?

В Скупщине Сербии прошла церемония подписания представителями правящей коалиции — Сербской прогрессивной партии и Социалистической партии Сербии и частью оппозиции (Двери, Демократическая партия Сербии, Движение возрождения королевства Сербия, Сербская радикальная партия, Хватит, Здоровая Сербия и Заветники) Соглашения об улучшении условий для проведения выборов.

Соглашение утверждает одновременное проведение парламентских, президентских выборов и выборов депутатов Скупщины Белграда, проведение голосования на территории Косово и Метохии. Также вносятся изменения в состав Республиканской избирательной комиссии, а работающим в избиркомах гражданам повышают оплату их труда. Партии договорились об открытости и готовности к диалогу во время проведения выборов, уменьшении числа подписей, которые необходимо собрать для участия выборном процессе на всех уровнях, регулировании самого механизма проверки подписей. Кроме того, в соглашении политики провозглашают борьбу с псевдонациональными партиями, пытающимися представлять себя, как политические организации национальных меньшинств для получения соответствующих льгот и создают рабочую группу по проверке списков избирателей. Планируется также совместное регулирование финансирования избирательной кампании партий, ограничение участия правительственных функционеров в кампании, обеспечение равного представления участников выборов в СМИ.

Напомним, что парламентские выборы в Сербии пройдут в апреле будущего года, прошлые выборы значительная часть оппозиции бойкотировала. Мы решили разобраться, что произошло, в чем значение соглашения в преддверии апрельских выборов, и какое влияние это может оказать в ближайшем будущем на сербскую политику.

Доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований и приглашенный профессор МГИМО при МИД РФ Стеван Гаийч считает событие бутафорией, поскольку, по его мнению, подписавшие соглашение партии не являются настоящей оппозицией:

«Это соглашение подписала та «оппозиция», которая, на самом деле, лояльна власти. И мы не можем называть это событие «соглашением власти и оппозиции». Настоящая оппозиция та, что бойкотировала прошлые выборы. За исключением «Дверей», потому что они вышли из той оппозиционной коалиции «Союз за Сербию», которая распалась. Эту коалицию сочиняли «Народная партия» Вука Еремича, «Партия свободы и справедливости» Драгана Джиласа и «Демократическая партия», возглавляемая Зораном Лутовцем. Они не участвовали в переговорах, и их можно считать настоящей оппозицией в данный момент. «Двери» входили в «Союз», но теперь они решили участвовать в переговорах наравне с лоялистскими партиями. Я бы не предавал большого значения этому соглашению».

Эксперт отметил, что настоящая оппозиция будет участвовать в выборах. «Особенно интересно это в Белграде, потому что там существует серьезная вероятность потери власти Сербской прогрессивной партии с ее коалиционными партнерами. Но до выборов еще много воды протечет между Савой и Дунаем, и посмотрим, что случится на политическом небосводе Сербии», – заключает Гайич.

Иного мнения придерживается представитель непосредственных участников подписания соглашения президент исполнительного совета Демократической партии Сербии Урош Янкович. По его мнению – соглашение оппозиции правящей партией однозначно имеет позитивное значение и говорит лишь о консолидации политических сил ради предотвращения возможных расколов в сербском обществе:

«Конечно, хорошо, что мы сели за стол переговоров. В обществе существует множество противоречий, и мы обязаны участвовать в снижении этой напряженности. Насколько хороши условия соглашения, и было ли утверждено что-то эпохальное? Я думаю, что нет, но, безусловно, по сравнению с  некоторыми предыдущими выборами у нас есть это самое соглашение, подписанный и имеющий обязательную силу документ, что кампания будет более спокойной, и что будет поле для нормальной дискуссии. Люди устали от постоянных ссор и диссонирующих интонаций, люди хотят «нормальности». Надеясь, что условия соглашения будут соблюдены, мы подписали его и готовимся к выборам. Итоги увидим 3 апреля 2022 года».

Депутат от правящей Сербской прогрессивной партии, профессор Милош Банджур считает, что только нынешние власти, уверенные в поддержке народа, готовы предоставить оппозиции такие условия выборов, о которых в свое время и мечтать не могли:

Соглашение о выборных условиях относится ко всем элементам и фазам избирательной кампании, голосования и контроля результатов выборов. Это целостное соглашение, обеспечивающее справедливую кампанию и равные условия для всех участников выборного процесса. Власти приняли все предложения оппозиционных партий, выступавших против посредничества ЕС в наших внутренних вопросах.

Все замечания оппозиции по поводу процесса выборов, вне зависимости от того, кто в тот момент выступал в роли оппозиции, решены этим соглашением. И это оказалось по силам только нынешней власти. Власть показала демократический подход и стремление к достижению национального единства по всем вопросам, не только по вопросу выборов. Власть не боится выборов, так как может выйти к гражданам Сербии с результатами, которых у Сербии никогда еще не было.

Предыдущая власть Демократической партии и не думала о договоренностях с оппозицией по вопросу условий выборов. Выборы 2012 года проходили в полном медийном мраке при мощной негативной кампании против Сербской прогрессивной партии (СНС) и ее лидеров. Но ни медийный мрак, ни травля против СНС не смогли скрыть от избирателей того факта, что страна гибнет и нуждается в радикальных переменах.

В таких условиях СНС добилась убедительной победы тогда, в 2012 году.

Сейчас те, кто проиграл в 2012 году при гораздо лучших для них обстоятельствах пожелали участия представителей ЕС в переговорах с властью по избирательному процессу. Власти и это приняли и представители ЕС, выбранные по воле этой части оппозиции, поддержали то, что власти предложили, как справедливые условия выборов.

Лживое недовольство Драгана Джиласа и бывших лидеров Демократической партии тем, что парламентарии ЕС оценили, как честные условия выборов, на самом деле — алиби для ожидающих их провальных результатов на выборах.

Не существует условий, которые бы обеспечили Драгану Джиласу и бывшим лидерам Демократической партии лучший результат, так как сербский народ не забывает, что при их власти в 2000 — 2012 годах наша страна была экономически разорена, заводы закрыты, а отдельные люди во власти стали долларовыми миллиардерами. Государство в это время выполняло указания из западных посольств, сливая вопрос Косово и Метохии и вопрос Республики Сербской. Сербия все помнит!

Генеральный секретарь движения «Освобождение», продолжающего бойкот выборов, Никола Косович отказывается считать пошедших на соглашение с властями настоящей оппозицией и считает, что власти таким хитрым образом готовятся к сдаче Косово:

«Во-первых, это делается для того, чтобы перед народом и западными спонсорами Вучича, которые привели его к власти и держат во главе Сербии, пока он выполняет все их заказы, показать Сербию демократическим обществом. Подписание данного соглашения будет использовано, чтобы продемонстрировать: власть и «оппозиция» пошли друг другу навстречу, и Сербия стала демократическим государством! Во-вторых, почему это делается с правыми? Да потому, что Вучичу нужна легитимность его решений в будущем парламенте, который будет создан после выборов в апреле 2022 года. Патриотические организации должны присутствовать в парламенте, чтобы у него была полнота принятия решений по вопросу Косово. А для того, чтобы считать это решение легитимным, нужно, чтобы в парламенте присутствовали и правые, и либералы, и другие представители разных общественных групп. Присутствие партий, изображающих из себя патриотов, будет использовано как раз для этой цели. Как известно, за последние 9 лет Вучич предал Косово ряд важных черт государственности: судебную систему, систему безопасности, телекоммуникационную и энергетическую систему. Последний случай с номерами машин – также тому доказательство. Чтобы осуществить последний шаг к признанию Косово, нужна полнота палитры общественных сил в парламенте. Наконец, главная причина соглашения – предотвратить создание настоящего блока правых и патриотических партий и организаций, которые могли бы стать препятствием для нужных власти решений по Косово. Ни одна из партий, подписавших соглашение, не является независимой от Вучича».

Милан Дунич, политический аналитик из Белграда, убежден, что все, кто следит за мировой политикой, давно могли заметить, что оппозиция в странах, где власти не находятся в прямом подчинении у мировых держав, предпринимают на удивление одинаковые действия, используют одни и те же символы и лозунги.

«Точно так же было и с бойкотом выборов. Если бойкот выборов в декабре 2020 года в Венесуэле привел к серьезному кризису, когда президент Николас Мадуро балансировал на грани, то в Сербии в июне этого же года, в условиях 60% поддержки коалиции Александра Вучича и 10% у коалиции вокруг дружественной Социалистической партии Сербии, данный бойкот не имел никакого смысла. Разве что оппозиционерам удалось не опозориться и не показать реальные цифры своей поддержки среди граждан Сербии. И после бойкота все попытки оппозиции, от бесконечных митингов в центре Белграда до попыток штурма Скупщины не привели к желаемому результату — раскачать ситуацию не удалось, народ за ними не пошел.

По мнению Дунича, в условиях реальных экономических успехов, на фоне роста поддержки на локальных выборах и стабильных двух третях поддержки по многочисленным опросам общественного мнения, правящей коалиции «легко быть великодушной» и пойти на небольшие уступки ради укрепления легитимности.

«Теперь же оппозиция разделилась на две части, строго по результатам опросов общественного мнения: партии, имеющие шанс попасть в парламент, решили, что отсутствие возможности для реальной работы и представления своей позиции с публичной трибуны ни к чему, кроме потери оставшихся процентов поддержки не приведет. Те же, у кого поддержка колеблется в границах статистической погрешности, продолжат «решительный» бойкот, чтобы не получить публичных подтверждений своей никчемности и продолжать свой громкий шепот из тени», – подытожил аналитик.

Однако, до выборов остается еще пять месяцев, и как справедливо замечают эксперты, за это время многое может измениться. Тем не менее, очевидно, что на сербской политической арене подписание соглашения получило совершенно полярные оценки и мнения, что говорит лишь о явной неоднозначности события и непредсказуемости его последствий для выборов и поствыборной жизни страны.

Беседовали Дмитрий Неклюдов, Владимир Басенков

Поделиться новостью