Мы продолжаем наш разговор с Митаром Ковачем, одним из лучших военных аналитиков современности, философом и общественным деятелем.
– Что будет с Республикой Сербской?
– Думаю, что Республике Сербской должны вернуть все полномочия, которые у нее должны быть, все согласно Дейтонским соглашениям. Нельзя допустить конфискацию ни частной, ни государственной собственности, несмотря на попытки Запада и неких исламистских центров и политических партий из Сараева завладеть имуществом Республики Сербской: леса, горы, реки, мотивируя тем, что у Сербской нет права владеть недрами, так как Республикой она считается чисто формально. Народ Республики это отлично понимает, понимает, что всякое решение так называемого высокого представителя или суда Боснии и Герцеговины направлено на уничтожение Сербской. Конечно, потребуется еще 4-5 лет, чтобы Республика получила все, что предусмотрено Дейтонскими соглашениями, чтобы ей были возвращены все права. А возвращение собственности Республике – это даже не обсуждается, все должно быть возвращено, а далее она будет управлять всем своей властью, принимать самостоятельные решения. Вполне может быть принято такое решение, что далее управление природными ресурсами будут осуществлять совместно с Сербией. Это будет взаимовыгодные и добрососедские отношения по использованию водных ресурсов, полезных ископаемых, лесов. И, конечно, Республика Сербская рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Российской Федерацией. Ведь без поддержки России и Сербии Республике было бы очень тяжело выжить. Больше скажу, что в некоторых вопросах Российская Федерация оказала большую поддержку, нежели Сербия, и не только моральную поддержку. К сожалению, есть некоторое число общественных организаций и различных деятелей, которые желают уничтожения Республики, толкают людей в экстремистские исламистские организации и политические партии. И в Сараево, и в Сербии довольно много как бывших, так и действующих политиков, которые получают хорошие деньги, в том числе и из бюджета Боснии, и ведут активную антисербскую риторику. Например, Вук Драшкович, Чеда Йованович, Ненад Чанак вместе со своими прозападными подпевалами из политических партий, плюс некий круг «интеллигенции», настроенной либерально.
– Республика Сербская восстановит свою армию?
– Республика имела свою армию, сейчас остался только полк, что-то исключительно символическое. В 2006 году Войско Республики Сербской вошло в состав армии Боснии и Герцеговины, но по Дейтонским соглашениям она может иметь свои вооруженные силы и вполне может их вернуть. К тому же нужно сказать, что у Республики очень сильные подразделения Жандармерии, для выполнения каких-то декоративных функций и воинских ритуалов есть свое подразделение. Думаю, что сейчас нужно больше уделить внимания на развитие различных служб безопасности. Но настанет момент, когда Республика Сербская вернет свою армию, а Федерация Босния и Герцеговина – свою. Но трудность в том, что Федерация не сможет создать такую структуру, чтобы там были представлены два энтитета (хорватов и мусульман-бошняков), чтобы они были равноправны и их права были равно защищены.
– Каковы перспективы отношений Сербии и Республики Сербской с Российской Федерацией?
– Безусловно, сербский и русский народы братские, не так давно мы зарегистрировали «Сербско-русское братство» как организацию. Очень многие представители научной, творческой интеллигенции, военных дали согласие на участие в работе Братства. Нас часто приглашают на различные программы и телешоу, где мы можем высказывать свою позицию по вопросам безопасности, политики, культуры, финансов, экономики и многих других сфер деятельности. Так что, мы будем работать в этом направлении и укреплять сотрудничество двух наших народов. Евросоюз – фикция и заблуждение, которое нам навязывают сербские политики, которые устроили так называемую Октябрьскую революцию 5 октября 2000 года (в России она больше известна, как бульдозерная революция), но это не соответствует национальным сербским интересам. Если бы сейчас провели всенародный референдум, то положительное решение по вопросу вступления Сербии в Евросоюз не было бы принято. Огромное количество наших граждан за равноправные взаимоотношения со всеми странами мира и абсолютное большинство за братские отношения с Российской Федерацией, за нормальную работу с Китаем, странами Евросоюза и всеми другими. Не нужно пытаться заставить Сербию что-то делать против ее воли, мы такой народ, мы очень дорожим своей свободой. Мы не хотим повторения истории, в свое время сербский народ был под гнетом Османской и Австро-Венгерской Империй, мы очень хорошо все помним. Не хотим мы быть теперь и в Немецкой Империи, что сейчас зовется Евросоюзом.
– Когда завершится кризис, связанный с Украиной?
– Когда Россия победит, капитулирует Украина, когда не будет навязанной военной, политической и всякой другой воли. Конечно, после этого НАТО-пакт будет серьезно ослаблен, не будет представлять собой какую-либо силу, у него не будет перспективы, многие страны его покинут, он перестанет существовать. Всякое же поражение России в Украине будет судьбоносным для Российской Федерации и ее будущего, потому у России нет альтернативы, кроме победы. В этой навязанной России войне всякая победа – это и победа над НАТО и вообще над глобализмом, как над проклятым вопросом. Во многом от разрешения кризиса на Украине зависит и начнется ли конфликт на Дальнем Востоке – это и Тайвань и отношения Северной и Южной Кореи. Думаю, что этот кризис завершится достижением стратегических интересов Российской Федерации.
– Россия на Дунае?
– Обязательно! Был бы Зеленский и его окружение чуть-чуть умнее, за Украиной осталась бы и Одесская и Николаевская области, а лишилась бы только областей, что граничат с Россией. Но правящая верхушка выглядит не совсем умной в тех странах, которые тратят огромные деньги из своего бюджета на защиту интересов Америки, идут на потерю своих территорий, отход их России, значит, выход России на Дунай неизбежен. А это в корне поменяет всю геополитическую обстановку в Юго-Восточной Европе, православный мир станет един и отторгнет от себя мир Запада с его ценностями. Говоря о православном мире, я имею в виду прежде всего Грецию, Румынию, Болгарию, конечно, Черногорию и Македонию, весь юго-восток Европы.
– Сейчас идет война с православием?
– К сожалению, да. Мы видим, что происходит с раскольничеством в православном мире, что происходит в Черногории с черногорской церковью, на Украине с украинской церковью под Московским Патриархатом с переходом под власть Царьградского Патриархата. Безусловно, Царьградский Патриархат находится под управлением Америки. По геостратегическим планам и документам Запада православие, как идеология, является враждебной религией. Это произошло из-за совсем другой системы ценностей православного и западного мира. Традиционное православие призвано хранить все то, на что сейчас идет большое давление: институт семьи, брака, воспитание детей, духовные ценности. В этом плане православие называют самой консервативной религией. Поэтому – да, сейчас идет война с традиционным православием, как носителем идей и ценностей.
– Давайте немного отвлечемся от современности. Как военный, как историк, как Вы оцениваете роль четников во Второй Мировой войне?
– О роли четников можно говорить много и оценивать их вклад в победу над фашизмом можно по-разному. Но я считаю, что, безусловно, они боролись за свободу сербского народа, против фашизма. Несмотря на то, что армия Королевства Югославия капитулировала очень быстро, настоящая освободительная война началась повсеместно и первые освобожденные от оккупантов города были именно в Сербии. Теперь все чаще можно встретить термин «частично оккупированная Югославия», ведь оставались территории, где нога захватчиков так и не ступила. Да, сербский народ заплатил страшную цену за свою свободу, но тем она для нас дороже. И движущей силой, объединившей народ на борьбу, стали именно четники из Югословенского войска в Отечестве.
– А как Вы оцениваете роль Милана Недича?
– Недич очень неоднозначная фигура в сербской истории, с одной стороны, он сотрудничал с оккупационными властями, а с другой – его стараниями были спасены тысячи жизней простых людей. Потому не нужно его сравнивать ни с Квислингом, ни тем более, с Павеличем.
– В заключение нашей беседы, может быть, хотите что-то еще сказать для русских читателей?
– Русским читателям я хочу сказать, что все, что делают наши организации -«Евразийский форум безопасности» и «Сербско-русское братство», все акции, что мы проводим совместно с коллегами и единомышленниками в городе Белград, в Сербии, Республике Сербской – это послание для русского народа, чтобы он стоял за своего Президента и свою армию до победы, другой альтернативы нет. Решение о начале специальной военной операции было принято ради защиты российских национальных интересов, ради обеспечения безопасности своих западных границ, поражение будет победой Запада. Капитуляция Украины подтвердит положение Российской Федерации, как геостратегической силы, без учета мнения которой в мире нельзя ничего решать.
– Митар, огромное спасибо за столь долгую и содержательную беседу. Надеюсь, что у нас еще будет возможность обсудить самые различные темы. Еще раз спасибо!
Елена Шахова, заместитель командира поискового объединения «Крутояр», член регионального совета Поискового движения России и Военно-исторического общества.