“Специальный суд – историческая несправедливость по отношению к Косово и ОАК (Освободительной армии Косово). Нет суда, который мог бы принизить мою борьбу за свободу и независимость страны. Формирование суда было международным принуждением и обещанием, что ускорятся формирование армии Косово, либерализация визового режима с ЕС, вступление в ЮНЕСКО и Интерпол и подача заявки на членство в Евросоюзе”, – говорил по поводу ее формирования сам Тачи.
Таким образом, получается, что Вашингтон, дав специальному прокурору Джеку Смиту свободу действий в отношении лидеров ОАК во главе с Хашимом Тачи, по сути, сорвал “исторические” переговоры. О том, для чего это было сделано и в чем суть стратегии США на Балканах, корреспондент “РГ” побеседовал с авторитетным боснийским экспертом в области безопасности Джевадом Галияшевичем.
“У Косово нет и никогда не было потенциала для становления в качестве полноценного государства, – констатировал босниец. – Сейчас этот факт осознали и смогли признать в Белом доме. Однако даже сейчас американцы не стремятся к возвращению Косово в конституционно-правовые рамки Сербии, отдавая себе отчет в том, что косовское псевдогосударство нежизнеспособно. План Ричарда Гренелла, поддержанный Дональдом Трампом, состоит в том, чтобы исключительно посредством доброй воли завершить косовское урегулирование и создать из Республики Сербии полностью подконтрольную США территорию”, – заявил Галияшевич.
“Конечная цель американцев – установить протекторат над Сербией, Косово и Албанией наряду с дейтонской Боснией и Герцеговиной, в правовое устройство которой они постоянно вмешиваются. Американцы не говорят об окончательном решении, а предлагают лишь начать процесс, который сблизит сербов и албанцев на экономической основе, видя в этом процессе не только Косово, но и Албанию. Речь идет якобы об экономической основе, поскольку, согласно их замыслу, политические процессы будут развиваться параллельно, сближая Тирану и Приштину и отдаляя последнюю от Белграда”, – отметил он.
Аналитик обратил внимание на то, что озвученная Ричардом Гренеллом модель косовского урегулирования по аналогии с той, которая была найдена в китайском городе Шэньчжэнь, подчеркивает стремление американцев создать “минишенген” на Балканах.
“Если бы США желали развития Сербии или Косово, они бы предложили другие модели, например близкие к плану Маршалла для Германии или подобные тем, с помощью которых они четыре десятка лет поддерживали Югославию Иосипа Броза Тито, – считает Галияшевич. – При этом Вашингтон взамен требует дистанцирования от России, как ранее настаивал на охлаждении отношений с Советским Союзом. В этот раз американцы хотят дополнительно оторвать Сербию от ФРГ и ЕС, создавая “минисоюз”.
“Дональд Трамп желает избежать сценария, при котором Россия и Германия согласовали бы свои политические позиции в регионе и при поддержке Франции и Турции устранили бы накопившиеся здесь противоречия, погасили бы тлеющие угли. Сербия не получит в предлагаемом США варианте ничего, поскольку вопрос о статусе Косово останется ее проблемой на длительный период. Хорошая новость состоит в том, что такое Косово не отвечает ничьим интересам. Сербия не должна спешить, поскольку имеет поддержку России и Китая и не может жертвовать своими жизненными интересами в обмен на якобы быстрое решение проблемы. Время на стороне Сербии”, – подчеркнул эксперт.
Тачи занял должность президента Косово в 2016 году лишь благодаря непосредственным усилиям Вашингтона и Брюсселя. При этом ни европейских, ни американских партнеров тогда не смущало, что в докладе ПАСЕ бывшего прокурора Швейцарии Дика Марти однозначно указывалось на то, что данный политик ранее руководил албанским мафиозным кланом “Дреница”, специализировавшимся на контрабанде оружия, наркотиков и человеческих органов. В документе его характеризуют “мафиозным боссом” и “наркоторговцем”. Кроме того, на Западе не были замечены и утверждения обвинителя Гаагского трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понте, которая поставила косовара и его криминальных соратников в один ряд с фашистами. Так, она в своей книге “Охота: я и военные преступники” рассказала о чудовищных преступлениях, сравнимых “с теми, что чинил Третий рейх”.