Никаких переговоров о формировании правительства в Сербии до сих пор не велось, парламент не сформирован, а сам Ивица Дачич опровергает слухи о том, что может стать министром внутренних или иностранных дел. В интервью изданию «Курир» председатель формально завершившего свою работу после 3 апреля парламента страны и лидер Социалистической партии Сербии развеивает слухи вокруг своей персоны и политического закулисья государства.
– Кем бы вы хотели себя видеть в следующем правительстве, в каком ведомстве?
– Я давно в политике и давно понял, что эта работа – не «фонтан желаний». На выборах мы завоевали значительное доверие граждан, и они четко заявили, какую политику должно проводить их государство. Это единственное желание, которое важно в политике и которое должно быть выполнено. Единственное, что будет важно, это чтобы результат нашей политики был наилучшим для Сербии и нашего народа, как это было до сих пор. Кто и что будет делать для достижения этой цели, на самом деле наименее важно.
– Известно ли уже примерно, сколько ведомств будет принадлежать СПС в новом правительстве, если вы его сформируете вместе с СНС?
– Я уважаю ваше любопытство, но повторюсь, никаких переговоров о формировании правительства не было, следовательно, ни о ведомствах, ни о личных решениях. Так что все, что публикуется, это слухи, даже ложь.
– Кто мог бы заменить вас на посту председателя Национальной ассамблеи? Кого бы вы лично предложили на эту должность?
– Это одна из трех самых важных должностей в стране, и я надеюсь, что будущий президент будет человеком, который своим авторитетом и политической силой будет способствовать укреплению целостности и роли парламента. У него будет много работы, как только он вступит в должность.
– Оппозиция утверждает, что Тома Фила считают председателем городской ассамблеи. Что вы на это скажете?
– Это еще один пример слухов и неправды. Никаких переговоров по формированию городского правительства пока не велось, кроме принципиальной готовности к взаимной коалиции с СНС, о чем мы договорились перед выборами. Так что, если не было разговора, значит, нет и кандидата.
– Вы заявили, что не планируется проведение внеочередного заседания, на котором президент Вучич принесет присягу. Каков был первоначальный план?
– Повторение выборов и продление сроков подачи апелляций и исков, о которых просили депутаты Европарламента и ОБСЕ, привели к тому, что избирательный процесс еще не завершен, а значит, новый парламент еще не сформирован. Поскольку конституционным сроком вступления в должность и принесения присяги Президента Республики было 31 мая, оно должно было состояться до нынешнего созыва, чего до выборов точно не предвиделось.
– Учитывая нынешнюю ситуацию в мире, и растущее давление на Сербию со стороны США и Запада из-за хороших отношений с Россией и отказа от введения против них санкций, какой период нам предстоит? Должны ли мы бояться?
– Конечно, Сербия находится в очень сложной геополитической ситуации, и ей потребуется много мудрости и мужества, чтобы сохранить мир и стабильность. Уверен, что Александр Вучич проводит ответственную политику в интересах Сербии, всех ее граждан и сербского народа в целом. Я хочу помогать и способствовать его борьбе, участвовать в достижении общих целей, а не пополнять свою политическую биографию.
– Как вы относитесь к открытым заявлениям министра Зораны Михайлович о том, что Сербия должна ввести санкции против России? Искреннее намерение в пользу Сербии или лесть Западу?
– Сербия никому не должна льстить, ни Востоку, ни Западу. Как давно писали англичане, что во внешней политике нет постоянных друзей или постоянных врагов, а постоянны только английские интересы, так и должна вести себя и Сербия. Я думаю, что позиция Сербии, которая была определена на заседании Совета национальной безопасности в самом начале кризиса, ясна и ответственна, и что она показала свою правильность за все эти недели. В этом смысле я лично полностью поддерживаю Президента Александра Вучича, который предложил такой подход на сессии. И на Западе, и на Востоке, безусловно, есть свои любимцы среди наших политиков, но у них нет шансов с Вучичем.