флаг сербии rs

Зоран Чворович: что происходит с Сербией

Что на самом деле стоит за массовыми еженедельными протестами в Белграде? Есть ли выход из политического кризиса? Как Сербия теряет энергетический суверенитет? И почему Сообщество сербских муниципалитетов – плохое решение и для косовских сербов, и для российско-сербских отношений? В эксклюзивном, предельно откровенном и подробном интервью, впервые среди отечественных профильных медиа отвечает эксперт издания «О Сербии по-русски», профессор юриспруденции Зоран Чворович

– Трагедия массовых расстрелов 3 и 5 мая запустила серию народных протестов, которые проходят в Сербии теперь каждую неделю. Однако очень быстро народную энергию «оседлали» представители прозападной оппозиции. «Правых» политиков, по крайней мере, в числе организаторов и задающих тон протестам, не видно. С каждым новым митингом словно раздвигаются рамки дозволенного (вплоть до призывов убийства действующего президента), а на самих мероприятиях появляются довольно одиозные личности. Виданное ли дело: сербов учит протестовать снайпер-моджахед, военный преступник времен Боснийской войны! Дайте развернутый комментарий для российской аудитории: что вообще такое эти самые протесты? Нам хотелось бы понимать их истинную причину и цель без навязанных в медиа клише.

– Граждане Сербии по многим причинам могут быть недовольны результатами тринадцатилетнего правления СНС Александра Вучича и его партнеров по коалиции из СПС. Из-за системной коррупции невообразимого масштаба, партийной занятости и краха системы образования (что проявляется, среди прочего, в виде обесценивания образования благодаря частным факультетам и «легкодоступным» высшим учебным заведениям), за тринадцать лет правления Вучича институты государства Сербия были серьезно разрушены. Они уже ни кадрово, ни финансово не способны справиться с серьезными проблемами. Компании, особенно принадлежащие иностранцам, являются несравненно более привлекательными местами для трудоустройства, чем государственные органы. Одним словом, государство во всех сферах проигрывает частному сектору по вине тех, кто руководит государством, слепо придерживаясь постулатов неолиберализма. Во время правления Александра Вучича усилилась колониальная зависимость Сербии от так называемых западных инвесторов. В этот период был продан последний государственный банк, государство увеличило пожертвования иностранным инвесторам, значительно увеличилась задолженность государства перед иностранными финансовыми учреждениями. Одним словом, была создана такая неоколониальная экономическая модель, которая делает невозможным серьезное ведение самостоятельной политики.

Сербия за тринадцать лет правления Александра Вучича стала настоящим примером так называемого «общества в переходного периода», в котором установлена олигархически-неоколониальная модель экономики и политики, а также засилье западной массовой потребительской культуры. Кадровая структура СНС является ярким примером общества, в котором можно изменить свое социальное, образовательное и финансовое положение в одночасье. СМИ, в которых Вучич имеет решающее влияние, на протяжении всех предыдущих лет популяризировали примитивизацию и криминализацию сербского общества. За тринадцать лет правления Александр Вучич, чтобы остаться у власти, выполнил все требования Запада в отношении Косово и Метохии. Брюссельским соглашением 2013 года он добровольно упразднил все государственные и местные органы власти государства Сербии в населенных сербами районах Косово и позволил албанским сепаратистским властям впервые получить эффективный контроль над севером Косово. Все, что сейчас происходит на севере Косово, является лишь следствием катастрофического Брюссельского соглашения 2013 года.

В целом существует множество резонных причин недовольства граждан Сербии властями СНС и Александром Вучичем. Все, что нужно было, – это трагические события, чтобы это подавленное и до сих пор политически невнятное недовольство вылилось на улицы Белграда и некоторых других городов Сербии. Какие из вышеперечисленных причин вывели граждан Сербии на улицы, сложно оценить. Среди протестующих, безусловно, есть те, кто может даже в не очень небольшом количестве протестовать против капитулянтной политики Вучича в отношении Косово.

Однако не должно быть заблуждения, что средний избиратель в неолиберальной постдемократии является особенно чувствительным к национальным темам, он будет только ради них выходить на уличные протесты. Даже в сербском народе, который является единственным в Европе в начале девяностых годов XX столетия, способным сознательно противостоять англо-американской гегемонии и защищать национальные интересы с помощью винтовки, сегодня по разным причинам средний избиратель обычно интересуется только вопросами качества жизни и наиболее элементарной защитой личной и имущественной безопасности. Демагогически-популистская модель политики, которую все эти годы проводил Вучич, способствовала такой деградации политического сознания среди граждан Сербии. Сам Вучич постоянно говорит, что удержание западных инвесторов является самым важным вопросом сербской политики сегодня. Поэтому не следует удивляться, если в будущем граждане окажут поддержку вместо Вучича тому, кто в тот момент станет большим фаворитом политического Запада. И Вучич потеряет эту поддержку в тот момент, когда перестанет выполнять соглашения и обещания, которые он дал коллективному Западу в отношении Косово и Метохии, или, что более вероятно, если он перестанет быть самым влиятельным человеком на сербской политической сцене в глазах Запада. Вот почему прозападная оппозиция пытается использовать недовольство граждан и навязывать повестку дня политическим протестам, чтобы убедить Запад прекратить играть на Вучича.

На данный момент Запад не готов признать, что через пятнадцать лет после создания в кабинете начальника Службы безопасности Тадича Миодрага Мики Ракича «проекта прогрессивных европарламентов» этот проект провалился. Следовательно, протесты, возглавляемые прозападной оппозицией, используются для того, чтобы заставить Вучича выполнять взятые на себя обязательства еще быстрее, а не для того, чтобы привести к власти нынешних лидеров прозападной оппозиции. В условиях контролируемого хаоса Запад может пойти на гораздо больше уступок, чем Вучич в отношении Косово и Метохии, Республики Сербской и России. При этом не должно быть заблуждения, что Запад шантажирует Вучича и многочисленной информацией о преступных делах, в которых участвуют люди из нынешнего режима. Позиция Вучича осложняется тем, что он не должен, кроме словесных, принимать какие-либо серьезные меры против прозападных НПО, многочисленных агентов западных интересов, принадлежащих США СМИ, которые разрушают не только его позици, но и государство Сербия. Во время формирования проекта СНС Вучич согласился политически функционировать на арене, принадлежащей Западу, и на которой Вучич должен снова и снова доказывать, что он самый сильный из всех гладиаторов. Следовательно, его гнев на критику оппонентов является выражением его бессилия, и не потому, что он в настоящее время более бессилен, чем Джилас и подобные лидеры прозападной оппозиции, а потому, что он осознает свое бессилие по отношению к своим наставникам и наставникам Джиласа.

То, что Запад на данный момент оказывает давление на Вучича посредством уличных протестов, видно как по политическим лидерам этих протестов, так и по доминирующему политическому повествованию, которое эти лидеры хотят навязать протестам. Протесты, в которых доминируют «другосербианские» антинациональные и радикальные неолиберальные политические послания и на которых появляются такие персонажи, как упомянутый снайпер Алии Изетбеговича, не могут свергнуть Александра Вучича. Опыт «пятиступенчатого» государственного переворота, а также опыт формирования СНС показывают, что Запад может осуществить радикальные коренные изменения, ТОЛЬКО используя симбиоз антинациональных и национальных групп в сербской политике. Патриотические партии, имеющие мандаты в Национальном Собрании Республики Сербия, не возглавляют эти протесты, и в этой степени эти протесты не имеют столь необходимого патриотического цвета. Сербские патриоты, с другой стороны, хотя у них есть бесчисленное множество причин быть недовольными правлением Вучича и СНС, у них нет причин участвовать в чужой политической игре, в которой их политические требования, безусловно, будут проигнорированы и где они могут служить только топливом протеста. Лидеры прозападной оппозиции в случае прихода к власти еще больше увеличат колониальную зависимость Сербии от политического Запада, а также открыто и радикально реализуют через законодательство ее античеловеческую неолиберальную идеологию.

– Каков на ваш взгляд выход из сложившегося политического кризиса?

– Хотя протесты, если судить по их лидерам и указанным ими целям, в настоящее время не могут угрожать власти Александра Вучича, некоторые процессы говорят о том, что эрозия его политической власти, как основной гарантии поддержки Запада, уже началась. Некоторые высокопоставленные чиновники во главе с бывшей министром Михайлович уже покинули СНС, недовольные тем, что Вучич недостаточно по их вкусу сотрудничает с Западом, особенно когда речь идет об отношениях с Россией. К этому следует добавить последние дерзкие и вызывающие заявления министра Басты, которые невероятны, учитывая его крайне скромную биографию. Все это показывает, что Вучич находится во многом по своей вине не только под давлением Запада, но и что упомянутая эрозия его политической власти – это уже начатый процесс, но момент и способ завершения этого процесса неизвестны. На данный момент это отдельные переходы из СНС, но в какой-то момент они могут стать массовыми. Потеря контроля над полицией и БИА, безусловно, будет сигналом о том, что Вучич серьезно теряет власть, и после этого уходы из партии будут более массовыми.

Вот почему прозападная оппозиция потребовала увольнения Гашича и Вулина. Этот процесс, безусловно, принесет нестабильность Сербии в ближайшие месяцы. Используя свой огромный вклад в политические, безопасные, экономические и криминальные структуры в Сербии, Запад попытается извлечь максимальную пользу из Косово, Республики Сербской и России в процессе эрозии власти Вучича. Новые внеочередные парламентские выборы, безусловно, способствовали бы успокоению ситуации в Сербии, политическая жизнь вернулась бы с улицы к нормальному течению избирательной кампании. Назначение досрочных парламентских выборов задержало бы выполнение требований Запада в отношении Косово и Метохии, а также России. Поэтому Запад не отвечает на новые выборы, и вопрос в том, позволит ли Запад в условиях войны на Украине Вучичу такую паузу в выполнении требований. Делая все возможное в предыдущие годы, чтобы не допустить формирования сильной патриотической оппозиции в Сербии, Вучич не только ускорил ее конец, но и сделал невозможным в критический момент оказать политическое сопротивление Западу и изменить курс государственной политики. Одним словом, Вучич не имеет патриотического пула в сербской политике, чтобы сопротивляться Западу, поэтому реально ожидать, что он будет конкурировать в сотрудничестве с прозападной оппозицией в ближайшие месяцы.

– Мы с Вами последний раз осуждали юридические коллизии так называемого Охридского договора… Фактически, документ наделяет Косово всеми атрибутами государства. Но Вучич уверяет, что «ничего не подписывал и никого не признавал». При этом в Брюсселе идут переговоры рабочих групп. На этом фоне происходят бутафорские выборы в сербских муниципалитетах Косово, происходят беспорядки и столкновения с «полицией» и силами КФОР. Сейчас мы находимся в точке, когда произошла странная история с задержание якобы албанских силовиков в центральной Сербии. Сможете по пунктам объяснить, что вообще происходит?

– В соответствии с Венской конвенцией о договорном праве, а также международной практикой, подпись Договаривающейся Стороны – не единственный способ принять международный договор. Вучич, к сожалению, принял от имени Сербии Брюссельское соглашение от 27 февраля и Охридское приложение к тому же соглашению, что подтверждают не только положения Венской конвенции, но и начало выполнения обязательств по этому соглашению и приложению. Согласно Охридскому приложению, наиболее актуальной задачей было заключение декларации о пропавших без вести. Выполняя это обязательство, Вучич и Курти 2 мая завершили указанную декларацию.

Следующей задачей договаривающихся сторон по соглашению и приложению является формирование Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ). Все, что сейчас происходит на севере Косово, похоже, имеет цель убедить албанцев в том, что они должны принять ССМ. Для албанских политиков принятие ССМ, которое албанские политики, соревнующиеся друг с другом в патриотизме, необоснованно сравнивали с Республикой Сербской, намного легче после такой демонстрации власти на севере и так называемых угроз Запада. Косово боится потерять его поддержку. С другой стороны, получение ССМ после ожесточенной конфронтации сербов с албанскими полицейскими и СДК облегчает Вучичу работу по оправданию принятия сообщества муниципалитетов в независимом Косово в качестве компенсации за признание так называемой «республики» в форме заключения будущего всеобъемлющего юридически обязывающего соглашения о нормализации отношений. Одним словом, ССМ, полученное после крупных конфликтов и преследований сербов, и Вучич, и Курти будут изображать для своих избирателей как меньшее зло по сравнению с тем, что якобы могло произойти.

От Вучича нельзя ожидать какой-либо твердой политики в отношении Косово, которая в первую очередь должна привести к срыву переговоров при посредничестве ЕС и утверждению Резолюции 1244 и роли Совета Безопасности ООН по простой причине – Вучич до сих пор выполнял все требования Запада к Косово, даже те, которые его предшественник Борис Тадич не хотел или не должен был выполнять. С образованием ССМ, под юрисдикцию которого перешли бы медицинские и образовательные учреждения Сербии в Косово, как последние символы ее суверенитета, был бы завершен процесс отказа (derelictio) Республики Сербии от своей территории лице так называемой Республики Косово. После этого путь к заключению всеобъемлющего юридически обязывающего соглашения о нормализации отношений, которое Сербия юридически взяла на себя в рамках главы 35 процесса присоединения к ЕС, будет полностью открыт. Заключение такого соглашения косвенно сделало бы резолюцию 1244 отмененным актом без какой-либо эффективности.

– Отдельно хотелось бы коснуться ситуации вокруг «Электроэнергетической компании Сербии» и вообще нового закона о приватизации, который наделит фактически единоличными правами на руководство госкорпорациями профильных министров. ЭКС в центре внимания еще и потому, что там, как будто, идет неприкрытое разграбление народного достояния. При этом, вводя норвежцев в наблюдательный совет, привлекая иностранцев на разработку недр, министр энергетики постоянно намекает на «освобождение» якобы от российской монополии на энергоносители. И это при самой низкой в Европе цене на газ. Госпожа министр с серьезным лицом заявлет о курсе на энергонезависимость и дифференциации источников энергии, на деле же предлагает народу камень вместо хлеба. Расскажите об этом подробнее.

– Министр энергетики Джедович является лучшим доказательством нынешнего колониального статуса Сербии и степени сотрудничества Вучича с Западом. Речь идет о человеке, который совершенно некомпетентен в управлении энергетическим сектором, но при этом речь идет не о партийных кадрах, а о классическом примере лоббиста западных интересов, и он беспрепятственно преследует этот интерес. Она сменила на посту директора ЭКС господина Томашевича, которому, как инженеру-электрику с многолетним опытом работы в ЭКС, удалось в короткие сроки устранить ряд острых проблем в его функционировании, которые были вызваны неумелым руководством предыдущих политических кадров, а также различными решениями, направленными на блокирование гигантской государственной компании. Для министров отношения с теми, чьи интересы она представляет, не воспитываются ни успешным ЭКС, ни ЭКС, которым руководит независимый эксперт, пользующийся поддержкой работников этой мощной системы. Цель состоит в том, чтобы сделать ЭКС дисфункциональной и несамостоятельной системой, чтобы попасть в ситуацию, когда ее продажа иностранцам является единственным «выходом». Обязательство по приватизации ЭКС уже было принято Сербией через договоренности с МВФ и кредитные соглашения с Европейским банком реконструкции и развития. И договоренность, заключенная с венгерской электроэнергетической компанией инициирует приватизацию ЭКС. А назначение норвежца председателем наблюдательного совета ЭКС дает понять, что приватизация компании готовится, что приведет к потере Сербией суверенитета над одним из важнейших ресурсов.

– Вопрос, который нас интересует не меньше остальных: можно ли ожидать от правительства Сербии введения санкций в ближайшей перспективе? Изменится ли отношение к России?

– Введение санкций в отношении России станет актуальным только тогда, когда будет расчищен путь к заключению всеобъемлющего юридически обязывающего соглашения о нормализации отношений Республики Сербия с так называемым Косово. И на этом пути ключ, как видно из Охридского приложения франко-германского соглашения, – формирование ССМ. Поэтому удивляет российская поддержка ССМ. Не только то, что ССМ является институтом независимого Косово, что противоречит Резолюции 1244, гарантирующей территориальную целостность Сербии, но и то, что достижение соглашения по ССМ по существу исключает косовский вопрос из повестки дня балканской политики Запада и приводит к введению Сербией санкций против России. Нерешенный статус Косово не только удерживает Сербию от полного подчинения Западу, но и обеспечивает будущее сербско-российских отношений и присутствие России в Сербии, а через нее и в важном балканском геополитическом центре.

© 2011–2024 RuSerbia.com. Сетевое издание О Сербии по-русски зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2020 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 78266. Главный редактор: Неклюдов Д. А. Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Редакция RuSerbia.com не всегда разделяет мнение авторов. При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник является обязательной.

18+