Владимир Басенков: Что не так с военным нейтралитетом Сербии

Владимир Басенков: Что не так с военным нейтралитетом Сербии

Только отгремел скандал с учениями «Платиновый волк», собравшими на юге Сербии бойцов стран НАТО во главе с США, как заявивший о моратории на любые мероприятия подобного характера в 2022 году Белград вновь принимает американских военных. На этот раз – ради отработки совместных навыков поисково-спасательных операций. «Платиновый волк», в свою очередь, был официально посвящен «миротворческим операциям». Иными словами, учения как бы и военные, и как бы не совсем. Но вводить публику в заблуждение игрой слов получается с трудом. О том, как правительство страны фактически отказывается от своей же заявленной в прошлом году позиции и своими же руками рушит гордость Сербии, монумент военного нейтралитета, размышляет шеф-редактор издания «О Сербии по-русски» Владимир Басенков.

Резолюция парламента Сербии по инициативе президента Коштуницы, принятая в 2007 году, по сути, своими корнями восходит еще к 1961 году. В сербской столице тогда состоялась учредительная конференция знаменитого Движения неприсоединения. Для Сербии политика военного нейтралитета в начале XXI века, после войн 1990-х, распада Югославии и «союзных бомбардировок», пожалуйста, стала и вынужденной, и выгодной одновременно. Маленькая, разрушенная военными конфликтами страна, просто обязана была выбраться из под руин катастрофы. Политика военного нейтралитета не подразумевала отказа от военного сотрудничества, напротив, давала широкий простор для взаимодействия и с традиционным союзником в лице России, и со вчерашним врагом НАТО, и с любыми другими странами. Однако, подписанный в 2014 году «Индивидуальный план действий по сотрудничеству» с североатлантическим альянсом вызывал у экспертов скепсис. Войска НАТО получили возможность перемещаться по сухопутному и воздушному пространству Сербии, армия страны постепенно приводилась к стандартам альянса и даже вошла в общую с войсками блока антикризисную группу «Хелброк». «Вишенкой на торте» стало появление натовских офицеров в генштабе страны на постоянной основе.

В 2022 году Сербия отказалась от участия в регулярно проводившихся совместно с подразделениями североатлантического альянса учениях «Платиновый волк». Белград в тот момент дал четкий сигнал всему миру: мы придерживаемся военного нейтралитета. Было понятно, что Специальная военная операция России на Украине – не региональный конфликт двух соседних государств, а гибридная война с множеством участников глобальных Востока и Запада. Однако, уже спустя год Сербия принимает решение возобновить учения «Платиновый волк» совместно с Европейским командованием вооруженных сил США и несколькими странами, входящими в блок НАТО.

Владимир Басенков: Что не так с военным нейтралитетом Сербии

Пытаясь смягчить шквал критик, обрушившийся на правительство, Белград заявил, что в учениях принимает участие всего 600 человек, а цели – миротворческие. Ведь не секрет, что сербы участвуют в военных миссиях ООН, и перенимать опыт, а также проходить «боевое слаживание» с подразделениями других стран просто необходимо. Аргумент так себе, тем более, когда американские солдаты отрабатывают навыки на территории Сербии да еще и неподалеку от проблемного Косово. Ну, а вслед за «миротворческими учениями», чуть больше чем через месяц после окончания «Платинового волка», следуют новые.

На этот раз американские военные «посетили ВВС и Силы ПВО сербской армии с целью обмена опытом в области поисково-спасательных работ». Ключевыми вопросами, открытыми для доступа широкой общественности, называются те, что «имеют значение для безопасного и эффективного осуществления боевых поисково-спасательных операций, а также возможности дальнейшего сотрудничества между военно-воздушными силами Республики Сербия и США в этой области». Кажется, военный нейтралитет на последней фразе не просто трещит по швам, а буквально разваливается.

Министерство обороны заявляет, что в случае безымянных учений с американцами речь идет об обмене опытом применения оперативных процедур при планировании и проведении поисково-спасательных работ и использовании современных средств и оборудования, позволяющих осуществлять поиск, обнаружение и эвакуацию военнослужащих и гражданских лиц из труднодоступной местности при любых условиях. Перед стартом мероприятий на военном аэродроме «Полковник Пилот Миленко Павлович» в Батайнице, как обычно, не обошлось без участия посла США в Сербии Кристофера Хилла (которого с грустной иронией местные патриоты иногда называют «настоящим президентом» страны).

Справедливым решением в части сохранения монумента военного нейтралитета могло бы стать его внесение в Конституцию страны как отдельного пункта. Однако, благочестивые мечты патриотов в наши дни все чаще остаются мечтами, и, возможно, реализовать эту добрую идею, удастся в будущем. Далеком или близком – покажет время.

Фото – Министерство обороны Сербии

Поделиться новостью