После заявлений Александра Вучича, прозвучавших из Парижа, возникают вопросы (русские вопросы) о том, услышал ли официальный Белград Москву в лице Марии Захаровой. Сербия не сворачивает с «европейского пути», признает Косово и вводит санкции против России? Надеюсь, что нет.
Парижский форум мира стал для президента Сербии поводом сделать ряд заявлений. Александр Вучич пообещал, что страна останется на своем «европейском пути». Эта мантра звучит несколько пугающе, поскольку не предполагает альтернатив. Президент Сербии уверяет, что не признает Косово. Но «косовский вопрос» – ключевой (по крайней мере, в заявлениях чиновников из Брюсселя) для вступления Сербии в ЕС. Согласно критериям Евросоюза, страны-кандидаты Западных Балкан могут стать членами «европейской семьи» при «стабилизации» отношений с «соседями». Сосед – это самопровозглашенное Косово, которое в ЕС бесстыдно рассматривают в качестве кандидата. То есть, чтобы вступить в Евросоюз, Сербия должна как признать Косово, так и выстроить с вымышленным государством добрососедские отношения.
Фундаментальное противоречие в заявлении сербского президента продолжается размышлением о перспективах введения санкций против России. Против России, которая вместе с Китаем готова отстаивать Резолюцию 1244 в Совбезе ООН. Признание Косово (что, по словам Курти, Сербия уже де-факто сделала – осталось сделать «шаг» де-юре) – это не только добровольное отторжение святой для сербов земли и части своей территории. Признание Косово – это удар по престижу России, да и Китая.
Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова не так давно обратилась в дипломатичной, спокойной манере к официальному Белграду с просьбой определиться в своем внешнеполитическом курсе. Нет, речь не об обязательном вступлении в какой-либо из блоков. Скорее, наоборот, и в Москве будут рады, если заявляемый Сербией нейтралитет действительно будет таким на деле, а не на словах.
Другое дело, если Вучич все же играет и тянет время до «лучших времен». Играет в членство в ЕС ради избавления от зашкаливающего давления. Играет в переговорный процесс с вымышленным Косово, также спасаясь от ударов со стороны Вашингтона и Брюсселя. Вздыхает о возможном введении санкций, чтобы потом победоносно заявить об отклонении такого варианта. Хотелось бы в это верить. Хотелось бы. Но чем больше проходит времени, тем сложнее принять это как правду.
Владимир Басенков
Фото – принтскрин TV Happy