XXI век – время больших перемен, глобальных потрясений, военных и политических противостояний. Сейчас народам и государствам нужно определиться, чью сторону принять. Именно теперь важен каждый голос в поддержку независимых и добрососедских отношений между странами. И такие голоса раздаются все чаще. В новой книге доктора политических наук, научного сотрудника Института европейских исследований и приглашенного профессора МГИМО Стевана Гайича в хронологическом порядке (начиная с 2013 года) представлены пророческие статьи. Еще тогда он призывал Россию задуматься о надвигающейся с Запада опасности, о двуличии западных политиков, предлагал вспомнить недавнюю кровавую историю распада Югославии и соотнести эти события с происходящими на Украине. Многое нам стало очевидно лишь после 24 февраля 2022 года. Теперь эти и многие другие вопросы, затрагиваемые в книге, приобрели особенную остроту. Может быть, пришло время вспомнить историю, и открыто поговорить о событиях, которые замалчивали во имя идеологии «братства и единства», ради «мира на земле»? О работе, подготовленной в рамках проекта Института Системно-Стратегического Анализа, специально для издания «О Сербии по-русски» рассказывает сам автор книги.
— «Мы из будущего» является моим, я бы сказал, тревожным взглядом, на процессы, которые происходили на русских землях — в России, на Украине, в Белоруссии. Это была моя попытка (скорее всего, очень наивная), сказать братьям, что происходит и указать на то, что может произойти. Даже глубже. Там есть две статьи, которые я писал на украинских ресурсах, когда это еще было возможно, про «карго-культ» Евросоюза, что это абсолютный обман, в котором предлагается земной рай, реально существующий. Но рай не для тех, кому это предложение адресовано. На самом деле, открытым текстом из Евросоюза в то время никто не обещал членство, но достаточно было прислано нужных «сообщений», чтобы этот посыл был так понят теми, кто его слышит. И чтобы в итоге люди с Запада, как дьявол-Мефистофель, могли сказать: простите, но я вам не то обещал – вы себе надумали. Еще до первой крови, не только на Донбассе, но и в Киеве очень сильно запахло гражданской войной. Я видел сильное сходство с войной в Югославии.
Почему книга называется «Мы из будущего»? Потому что сербы, которые пережили все, что переживает русский народ или те, кто себя уже так не хочет называть – славянский народ, православный (когда-то православный) народ западной части Русской империи – это то, что мы уже пережили в 90-е. У нас был тот опыт, которого не было у населения России, Украины, Белоруссии, бывших стран-членов СССР. Главной опорой при написании для меня было понятие «стокгольмского синдрома»: какие механизмы существуют, кем и как они были отработаны веками и как это воплотилось в Югославском кризисе, в войнах за наследие СФРЮ, где люди, которые разговаривают, как ты, выглядят как ты, шутки у них такие же, вкусы, нравы более менее похожие, вдруг начали тебя яростно ненавидеть? Как происходит самоидентификация врага?
Аналогия названия книги проведена с фильмом «Мы из будущего». Такой же мотив в фильме: три парня, из которых один неонацист, оказываются в прошлом, на поле боя. То, что и стало аллегорией на фильм 2008-2010, воплотилось. Оно начало воплощаться раньше, в 1991, в 2004, но 2013 был «последним алармом», когда нужно было реагировать «умно», что не значит «слабо». Естественно, доля ответственности лежит на элитах тех времен, за то, как они себя повели.
Не буду многого раскрывать, но в моей книге есть и предвкушение того, что произошло и с русскими культурными элитами, которые сразу же «свалили» из страны с первым противостоянием России и Запада, впоследствии поливая грязью свою родину, и, на самом деле, в стране существовала антикультура, которая блокировала русскость и унижала ее. Из чего, естественно, родились такие влияния как неонацизм, потому что молодым людям нужно предложить что-то сильное. А если твоя культура постоянно унижается, то альтернатива нашлась…
Как получилось, что многие русские парни умерли за АнтиРоссию, за полную противоположность тому, что когда-то было или могло стать их идеалом? Когда-то я писал про «стокгольмский синдром» русских на Украине, но даже не знал, кто такой Калина из «Азова», который в свое время гордился своей русскостью, а потом стал «антирусским». Что произошло, какие процессы произошли в обществе, кто ассистировал внутри и снаружи, чтобы человек мог абсолютно изменить свое внутреннее самосознание, и произошло это не в одном случае, а в миллионах? Вот об этом моя книга.
Конечно, книга написана не ради того, чтобы я сказал: вот, народ, смотрите, какой я умный, вовремя вас предупреждал, а вы не поняли! Напротив. Я видел катастрофу, которая надвигается, просто потому, что мы, сербы, все это коллективно пережили десятью годами ранее. И мы с ужасом смотрели на поезд, который идет в бездну. Так что то, что написал я, другими словами сказали бы вам первые встреченные на улице сербы из самой Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Далмации и других наших краев. Эта книга написана, чтобы я братьям сказал о том, что может случиться, что нужно предотвратить, и не только предотвратить, но как мы, сербы, видим победу. Эту книгу нужно взять, и, как, скажем, книгу советов для будущего, чтобы все мы были «из будущего», из светлого и победоносного будущего.