21 ноября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Белград. Событие само по себе наполнено символикой. А содержание требует тщательного анализа и ответа на вопрос, чего будет дальше?
Генсек НАТО начал с Сараево, которое никак не может вступить в альянс благодаря усилиям Республики Сербской. Потерпев очередное фиаско в Боснии, Столтенберг показательно отправился в южный сербский край, пообещав кратно увеличить присутствие миротворцев блока в регионе. Только после этого чиновник НАТО направился в Белград. Столтенберга в аэропорту встречал почетный караул без оружия, что тоже весьма символично. Вероятно, новый Гаврило Принцип вполне мог проявиться, будь у сербских солдат на «красной дорожке» ружья.
Демонстративно-унизительная поездка Столтенберга в Косово, не смутила официальный Белград. Хотел ли старина Йенс намекнуть Сербии, что вопрос с южной провинцией будет решен в пользу албанцев во что бы то ни стало, или же он ожидает вступления страны в НАТО? Не ясно, однако, выше всякой логики целовать сапог, который тебя топчет, предполагая вступление в альянс не Сербии, а Сербии и отчлененного от нее вымышленного государства под названием Косово.
Не ясно, как толковать заявление президента Сербии о рассмотрении возможности проведения учений с войсками НАТО. Прошедший летом «Платиновый волк», почему-то, был реализован без лишних согласований. Означают ли слова Александра Вучича о том, что правительство рассмотрит возможность учений как с НАТО, так и с «другими партнерами» организацию военных маневров с Россией или Китаем? Оставляем вопрос открытым.
За время своего турне Столтенберг не раз ставил вопрос о «пагубном влиянии России». Конечно, Столтенбергу самого необходимо спросить, не замечает ли он, случайно, пагубного влияния НАТО на Балканах? Ответ будет очевидным, но политика – искусство невозможного, и право голоса имеет тот, кто держит трибуну. Примечательно, что на встрече с премьер-министром Сербии Столтенберг договорился о реализации программ научно-технического сотрудничества. Почему научно-техническое сотрудничество придерживающейся политики нейтралитета Сербии нужно развивать не со страной, корпорацией или с тем же ЕС, а с военным блоком? Снова открытый вопрос.
Из Белграда генсек НАТО отправился в Скопье – на совещание со странами-членами альянса из числа государств Западных Балкан. Публично Столтенберг заявил, что не видит «российской угрозы» для региона, но «нужно быть бдительными». Ничего нового, но НАТО дает понять, что будет продолжать противостоять России, а значит, будет «душить» «сербский мир». И «сербскому миру» необходимо сопротивляться любым попыткам «дипломатической» интервенции со стороны альянса.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко после назначения нового посла в Сербии попросил разобраться в политике, которую проводит официальный Белград. Формально речь шла о санкционной политике против Минска. Реально слова Лукашенко могут быть посылом из Москвы, в некотором смысле, продолжением и утяжелением сказанного Марией Захаровой о том, что руководству Сербии необходимо определиться в своем внешнеполитическом курсе. Нейтралитет – это прекрасно, поэтому после визита Столтенберга в Белград, очевидно, должна последовать встреча с кем-то из представителей высшего руководства России. Верно?