Драгош Калаич

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Сербская культура, наука и сербская идея, очевидно, сегодня нуждаются в новом прочтении Калаича, очищенном от всего второстепенного, случайного и «слишком личного». Шагом в этом направлении стал вечер памяти «Драгош Калаич: взгляды и идеи», собравший ряд выдающихся интеллектуалов Сербии современности, а также многочисленных гостей (половина из которых вынуждена была стоять из-за отсутствия мест в зале) вечером 24 ноября в Музее кино Белграда. Об этом – в репортаже корреспондента издания «О Сербии по-русски».

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Драгоша Калаича (1943-2005), сербского художника, писателя, мыслителя, выдающегося деятеля сербской культуры последней трети XX и начала XXI века. Родившийся в Белграде, он окончил Академию изящных искусств в Риме, где жил некоторое время. В живописи Калаич прошел сложный путь от слияния классики и модерна, предвосхищая даже такие парадигмы, как поп-арт (задолго до Уорхола и независимо от американской сцены), через период отчетливой фигурации, до «гиперборейного реализма» и «имперской иконографии» его позднего творчества. По этому пути он шел «маршем от предыстории к надистории». О его живописи писали великие знатоки, такие как Энрико Криспольти, Жан Дипре, Миодраг Протич, Дуч Тромбадори, Джорджо Кадиевич, Оля Иваницки, Деян Джорич…

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Картины Калаича выставлялись в Белграде, Риме, Брюсселе, Модене, Милане, Загребе, Болонье, Брешии. Он был включен в серию антологий искусства XX века, от Крисполти до Протича. Как искусствовед, Драгош Калаич организовал десять тематических выставок, которые являются важными событиями в истории сербского искусства XX века, начиная с «измерения реального» (1967) и заканчивая «балканской восточной сербской живописью» XX века (1994).

В литературе Драгош Калаич начал с необычной поэмы «Кршевина» (1968). Роман «Космо-создатель» – необычное видение с подтекстом научной фантастики, был опубликован в 1990 году. За пять лет до этого, в 1985 году, вышел «Кодекс солнечного порядка», короткое, но совершенно исключительное произведение с сильным литературным и идейным зарядом. Литературное творчество Драгоша Калаича, безусловно, завершается романами идей «Последние европейцы» (2001) и «Сербские дети империи» (2005).

Драгош Калаич оставил глубокий след и как редактор и издатель. Еще в 1970-х годах, будучи редактором известного белградского журнала «Дело», он подготовил ряд тематических выпусков, которые остались в истории сербской культуры, например, под заголовками «Традиция и современность», «Эзотерика», «Утопия», «Альтернативная культура», «Ислам», «Япония», «Индия» и другие. В издательстве «Литературная газета» с 1980 по 1988 годы он редактировал три важные «библиотеки»: «Кристаллы», «Восток–Запад» и «Суперроман». Таким образом, он представил читателям ряд знаковых авторов: Плотина, Дэнни Де Розмона, Льва Шестова, Густава Майринка, Добровского, Тилака, Вайнингера… Он отредактировал, написал предисловия и ввел в сербскую культуру имена таких авторов как Рене Генон, Юлиус Эвола, Эмиль Сиоран, Томас Карлайл, Конрад Лоренц…

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Теоретико-философская работа Драгоша Калаича, совершенно особенная в сербской культуре и мысли, основана на исследованиях 1970-х годов: «Оплот» (1971), «Карта (анти)утопия» (1978), «Конец света» (1979). И это, безусловно, завершается «Европейской идеологией» 2004 года, объявленной за год до его смерти.

В обширной телевизионной работе Драгоша Калаича выделяются шоу «Зеркало XX века» и «Мон Блан».

В своей колонке Один взгляд на мир» в знаменитом белградском журнале «Радуга», а также в книгах «Американское зло» (1993, 1998), «Сербское добро», «Преданная Европа» и «Россия встает» (все три – 1994 года) — Драгош Калаич подробно описал и объяснил то, что сейчас разворачивается на наших глазах: мировая война «ростовщического Интернационала» против свободолюбивых народов, государств и личностей; поход «империи зла» на Россию и Православие; организованное вторжение мусульманских масс третьего мира в белую Европу; паразитическая система, основанная на гегемонии доллара как ключевого инструмента нового колониализма и власти Запада; «демония денег» и «корпоративный сатанизм»; разрушение высокой культуры, расширение нигилистической пустыни и эстетики уродливого вместе с «глобальным мусором» современного искусства; необходимость эпохального переворота через восстание наших изначальных добродетелей и ценностей.

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Мероприятие открыл профессор социологии философского факультета белградского университета Слободан Антонич, выступивший с докладом «Калаич как мыслитель». По словам Антонича, Калаич был философом истории и писателем-геополитиком, и именно ему принадлежит ввод геополитики как дисциплины в интеллектуальную среду Сербии. Книга Драгоша Калаича «Крепость», один из важнейших его трудов, выступающей реабилитацией и постулированием интегрального, всесторонне развитого человека, что, к сожалению, все реже сегодня встречается в нашем обществе. Надо сказать, что пока большинство представителей сербской интеллигенции питало себя «западными» иллюзиями, Калаич еще в 1970-е занял позицию националиста, которая «только сегодня кажется нам логичной», отметил Антонич.

Профессор филологии Белградского университета Мило Ломпар рассмотрел взгляды Драгоша Калаича на выдающихся представителей сербской литературы, предложив аудитории доклад на тему «Драгош Калаич о Црнянском». Калаич, по словам Ломпара, назвал Црнянского за его рассказ «Капля испанской крови» «последним гибеллином Европы». Сегодня можно сказать сказать, что драма Европы буквально связала величайшего сербского писателя Милоша Црнянского и одно из его глубочайших толкователей в лице Драгоша Калаича. Црнянский – писатель, о котором Калаич писал много и хорошо.

С докладом «Преданный обновлению сербской геополитики» выступил известнейший сербский геополитик, профессор Миломир Степич. Как отметил в своем выступлении Степич, Калаич был одним из тех редких людей, которые понимали значение геополитики. По его словам, Драгош Калаич был не только «интеллектуально, но и по-человечески смелым» мужчиной. «Только великие силы могут заниматься геополитикой» – отмечал сербский философ. Калаич выступал за аутентичные сербские интересы и цели, что происходило из его позиции – «самоуважение есть основание настоящей уверенности в себе». Он оказал огромное влияние на формирование будущих поколений сербских геополитиков. И его геополитическая миссия неоценима, заметил Степич. Говоря об атлантизме, Калаич констатировал, что их главная цель – «поработить, разделить и ограбить Россию». В Третьей мировой войне, которую Драгош Калаич предсказывал еще в 1990-х, первыми под ударом оказались сербы.

Директор Института европейских исследований, профессор философии Миша Джуркович в своем выступлении под названием «Драгош Калаич: от политической мысли Традиции к преданной Европе» вспомнил о том, как Калаич ясно показал причины распада Югославии и всех сербских проблем, за которыми стоял Вашингтон и, прежде всего, Уолл-Стрит. Сербский мыслитель выступал за обновление связей с Германией, веря, что она когда-то сможет «эмансипироваться от американской оккупации». Калаич выступал в принципе за объединение Европы и защиты европейского пространства, начиная от культуры и культурных основ. Конечно, речь идет не о том, что сегодня называется Европейским союзом. Более того, Драгош Калаич был сторонником объединения Европы «от Лиссабона до Владивостока», с участием России, в равноправном союзе всех европейских народов. Сербский мыслитель любил свой народ, но был убежден, что сербом мало родиться – им нужно стать через испытание добродетелей.

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Режиссер Драган Чирьянич, один из близких соратников Драгоша Калаича обратился к гостям вечера памяти с докладом под названием «Драгош Калаич, человек великой идеи». Как отметил Чирьянич, при всяком новом знакомстве с делом Драгоша Калаича по-новому открывается правильное значение понимания бессмертия. Человек жив пока его дело живо, а по мере изменения положения вещей в соответствии с тем, что он делал и говорил, его труды становятся все актуальнее и нужнее. Атлантизм, как отмечал Калаич, стала настоящим символом «глубинного государства». Буржуи и пролетарии во время революционных событий нашли себя на одинаковом задании по развалу европейской традиции. Что можно сегодня поставить в огромную заслугу Калаичу, так это открытие тайных связей между капитализмом и коммунизмом, и в их закономерной совместной основе и целях. Сегодня миграционная политика глобализма есть ни что иное как проявление ненависти к наследию белого человека и европейской культуре. Калаич раскритиковал в своей фундаментальной книге «Европейская идеология» сам Европейский союз как ложное творение вашингтонского «троянского коня», поставленного неприятелем Европы, чтобы регион разделился сам в себе, попав в зависимость от США. Именно они отдали «старый свет» на «милость и немилость» мигрантам из стран третьего мира, чтобы «утопить» в их полчищах Европу.

Конечно, объединенную Европу будущего нужно представлять вместе с Россией, считал Драгош Калаич, сербский националист и русофил. Национализм он видел как последнюю защиту от либерального капитализма. Его труд «Европейская идеология» мог бы быть своеобразной «библией» европейского национализма и крепостью европейских «правых». Сегодня все взгляды аутентичных европейцев направлены на Россию. Ясная атака евроатлантической олигархии на нашу страну посредством Украины говорит об истинных целях глобалистов, а их русофобские псевдоэлиты не скрывают больше ненависти в отношении колонизированной Европы, отметил Чирьянич. Сербия и Россия никогда бы не поняли истинную природу Запада, если бы не войны. Россия – надежда Европы на освобождение, считал Драгош Калаич. Он был убежден, что самые большие духовные резервы Европы хранятся именно в России.

В завершении встречи с докладом «Живописный космос Драгоша Калаича» выступил искусствовед Драган Йованович Данилов. Данилов, анализируя искусство Калаича как художника, отметил, что Драгош, как и Эзра Паунд говорил, что «Традицию нужно принимать как красоту, а не как оковы, которыми себя связываешь». Калаич был человеком «аристократической дистации», железной воли и дисциплины. Он ставил самому себе высокие запросы. Калаич сделал то, что редко удается людям: с одной стороны, связал славянскую дионсийскую «радость» живописи письма, чтения, изучения языка, с другой стороны – немецкую посвященность работе. В живописи он был предвосхититель, постмодернист прежде самого постмодерна. Также, начиная с конца 1970-х, Драгош привнес фигуративные обновления в сербскую живопись. Его картины будят безмятежность собственного прошлого и подталкивают нас глубоко заглянуть в лицо нашей индоевропейской культуры; его картины – визуальное эссе, в которых все ясно осмыслено. В центр своих картин Калаич ставил мужчину и женщину, и говорил, что нет ничего важнее темы мужчины и женщины. Его мужчина – индоевропейский герой, чей взор сияет светом солнца, а женщина – грациозная красавица, душевная «венера», будившая небесную любовь в мужчине. По словам Данилова, сегодня «панически не хватает» художественной монографии по творчеству Драгоша Калаича. Тем не менее, наилучшее и широчайшее толкование его живописного искусства на сегодняшний день дал критик-искусствовед Деян Джорич.

Дочь Драгоша Калаича, известная сербская мультиинструменталистка, скрипачка и композитор Соня Калаич, выступившая одним из главных организаторов мероприятия, прокомментировала изданию «О Сербии по-русски» поблагодарила всех участников вечера памяти,

– Для меня было большой честью, что величайшие из сербских интеллектуалов современности откликнулись на приглашение принять участие в митинге по случаю годовщины рождения моего отца. За то, что они восприняли это как свое обязательство и долг перед Драгошем и Сербией, а также за то, что, помимо своей посвященности науке, они дали место для радости более широкой аудитории и молодежи. Я считаю, что это начало новой главы в области интерпретации и оценки работы моего отца как в Сербии, так и в России и Европе, и в связи с этим я хочу поблагодарить издание «О Сербии по-русски» за незаменимую и, безусловно, самую большую в этом году «порцию» празднования 80 годовщины со дня рождения Драгоша Калаича с серией опубликованных интервью, статей и новостей.

Работа Драгоша очень важна не только для сербов, но и для всех тех, кто думает в направлении обновления общеевропейской идеи, идеи объединения славян и других европейцев вокруг общих ценностей и целей – памяти и надежд. Во-первых, Драгош заботился о культурно-политическом союзе настоящей Сербии и настоящей России, и оставил после себя в своих работах достаточно материала для построения проекта и даже самих предложений по формированию нового, с сегодняшней точки зрения – нереально сильного и нереально богоподобного царства.

Я считаю, что русские и сербы идут к таким картинам будущего, таким, как картины на полотнах моего отца. У нас достаточно причин для радости, но также и для серьезных трудовых обязательств, несмотря на те декорации ужасов, которые окружают нас каждый день на нашей Родине и во всем порабощенном мире, – сказала Соня Калаич.

Мероприятие прошло в теплой атмосфере интеллектуальной беседы, собрав в стенах зала Музея кино несколько сотен слушателей. Можно отметить, что вечер памяти Драгоша Калаича стал не просто данью памяти великому сербскому мыслителю, но и возрождением памяти его глубоких идей, воспевавших интегральность человека, подлинную «аристократию духа» и объединение всей Европы (включая Россию) как семьи равноправных народов. Наследие Драгоша Калаича настолько глубоко и многогранно, что в наши дни пришло время к комплексному изучению его трудов в самых разных сферах искусства и гуманитарных наук, которыми он поистине героически занимался на протяжении своей яркой земной жизни.

Вечер памяти Драгоша Калаича: интегральность человека и «аристократия духа»

Поделиться новостью