Дорогие друзья! Мы продолжаем цикл публикаций в рамках авторской рубрики Софьи Полуниной «РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ», в которой Софья будет знакомить вас с интересными людьми из мира театра и кино.
В прошлом сезоне труппа Театра Вахтангова значительно пополнилась молодыми дарованиями – выпускниками Театрального института имени Бориса Щукина. Новые артисты оперативно внедрились как в текущий репертуар, так и сыграли уже по несколько ролей в премьерных спектаклях. И сегодняшняя моя встреча с одним из самых ярких вахтанговских новобранцев – Виталием Ивановым, на счету которого уже более десяти ролей в Театре Вахтангова.
– Виталий, когда в вашей жизни впервые появился театр?
– Откровенно говоря, до театрального института я не был знаком с театральной сферой и особо к ней не стремился. Я родился и вырос в Кемерово, выучился в политехе на инженера-технолога и пошёл работать на завод. Но вскоре понял, что я не хочу всю свою жизнь посвятить этому. Призадумавшись, чем же мне всё-таки хотелось бы заниматься, я решил, что это – сцена, поскольку и в пионерских лагерях и в институте я играл в самодеятельности, и мне это безумно нравилось. И как-то к нам в Кемерово приехал Московский Театр Юного Зрителя со спектаклем «С любимыми не расставайтесь». Мне он очень понравился и я подумал, а смог бы я так же сыграть? И решил, что смог бы.
– А что вы читали на вступительных экзаменах?
– Я читал стихотворение Маяковского «Я счастлив», монолог Фарятьева и отрывок из рассказа Сергея Довлатова «Креповые финские носки».
– Вам кто-то помогал выбрать именно этот материал?
– Нет. Я выбирал прежде всего то, что трогает лично меня. Например, у Довлатова были такие строки: «Когда-то я работал экспедитором. Жил на девяносто рублей в месяц… Уродоваться за девяносто рублей я не согласен… Ну, хорошо, съем я в жизни две тысячи котлет. Изношу двадцать пять темно-серых костюмов. Перелистаю семьсот номеров журнала «Огонек». И все? И сдохну, не поцарапав земной коры?.. Уж лучше жить минуту, но по-человечески!» И в меня тогда так попали эти слова, что когда я их произнёс на вступительных, абитуриенты, сидевшие в зале, зааплодировали.
– Кирилл Крок подарил вам и другим молодым артистам, принятым в прошлом году в Театр Вахтангова, бутылочку с соской. Где она сейчас находится?
– Она стоит у меня на полочке на видном месте.
– И терпеливо ждёт своих будущих соседей – Хрустальную Турандот… Золотую Маску?..
– Дай Бог, конечно. Но я никогда не загадываю. Главное для меня – быть честным в профессии, перед собой и перед зрителем. А награда сама найдет своего героя.
– Когда вы ощутили свою первую минуту славы?
– Это было ещё в детском лагере. Я делал пародию на номер Михаила Галустяна «Гадя Петрович Хренова». Все тогда так смеялись, что я был просто счастлив. Видимо, тогда это и зародилось во мне – получать удовольствие от сцены.
– В связи с распространённой фамилией вам не приходила мысль взять себе псевдоним?
– На эту тему были разговоры. Особенно, после того, как мы показывались в театр Римасу Туминасу. Я вышел, представился. А Римас Владимирович говорит: «Иванов? А, нет, не надо. Ивановых у нас много. Следующий!» Я не сразу понял его шутку, и говорю: «Ну дайте, я Вам хоть что-нибудь почитаю…» На самом деле, я даже считаю, что быть Ивановым – особое преимущество. Легче запомнить.
– Если бы вам предложили на выбор главную роль в сериале на центральном канале или главную роль в спектакле, что бы вы выбрали?
– Хотелось бы, конечно, совместить эти два замечательных предложения. Но если выбирать, то, учитывая, что я не медийный артист, я бы сначала снялся в кино, чтобы потом принести пользу театру. Потому что в театре очень важно, если ты известный актёр.
– Как бы вы себя охарактеризовали тремя эпитетами как артиста?
– Находчивый, чуткий и фантазийный.
– В каком амплуа вы себе более нравитесь?
– По правде сказать, я больше себе нравлюсь в комедийном амплуа. Мне нравится быть смешным. И мне это интереснее играть, потому что там есть, где разгуляться бесконечному количеству различных актёрских придумок. Хотя я прекрасно понимаю, что исходя из моей внешности, мне нужно развивать себя в амплуа романтического героя. И тут ничего не поделаешь, когда окружающие видят тебя именно в этом образе.
– У вас есть какие-нибудь комплексы в профессии?
– У меня в детстве возник комплекс, что я плохо танцую. Лет в пять я оказался в компании детей, и мы там по очереди танцевали. Сначала станцевала девочка и сорвала шквал аплодисментов, а после моего танца дети, надменно фыркая, похлопали указательными пальчиками. С тех пор я не любил танцы, хотя в театральном институте мне пришлось как следует поработать над своими телодвижениями, и у меня даже, как мне кажется, выработался собственный танцевальный стиль.
– Какой бы недостаток вы бы хотели в себе искоренить?
– Я всегда очень долго копаюсь, и из-за этого бывает, что часто куда-то опаздываю. Но только не в театр, разумеется!
– Какой бы сверхспособностью вы бы хотели обладать?
– Я бы хотел обладать телепортацией. Вот тогда бы я точно никогда не опаздывал!
– Самый лучший, ценный совет, который вам дали?
– Не бояться.
– Что помогает вам принять правильное решение в трудных ситуациях?
– Спокойствие. Если я смогу в себе потушить эмоции и подойти к ситуации с холодным разумом, это повысит шанс принять правильное решение. Так же и в работе над ролью – не нужно торопиться, а надо спокойно постепенно продвигаться, разбирая роль. Суета – это всегда плохо.
– Представьте, что у вас бенефис в Театре Вахтангова. 80 лет. Любая роль в любом спектакле! Кого бы сыграли на свой юбилей?
– Думаю, это был бы какой-то живой, подвижный персонаж. Например, Фигаро.
– Как думаете, может ли плохой человек быть великим творцом?
– Думаю, нет. Он может быть хорошим артистом и что-то хорошо сыграть. А что-то сотворить, тем более, что-то значимое, великое – я думаю, что это подвластно только доброму человеку.
– На что вам не хватает смелости?
– У меня часто не хватает смелости сказать «нет» и кого-то о чём-то попросить.
– А если бы вы поймали золотую рыбку, готовую исполнить три ваших заветных желания, о чём бы вы её попросили?
– Я бы попросил у неё мира на земле. И если б это желание было бы осуществимо, то мне бы этого стало достаточно.
Автор Софья Полунина.
Фото из личного архива Виталия Иванова.