Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

Практикующий философ – так можно охарактеризовать сегодняшнего гостя нашей редакции. Таня Петрович Милькович не грузила нас древними трактатами и не закидывала сложными определениями, зато вполне доступным языком объяснила, как можно решить линчые проблемы, обращаясь к той или иной философской концепции. Сама Таня этим живет: «Философский спектакль», «Филотерапия» или «Филокафа» – ее проекты с говорящими названиями, за которыми стоит одновременно и практика душевной гармонии, и восхождение человека к нравственному идеалу.

– Я готовился к интервью с современным сербским философом и предполагал, что мы будем говорить о наследии прошлого. Но встретился с ученым, не просто размышляющем о настоящем. Вы открываете философию для современника, органично вплетая ее, буквально, в повседневную жизнь своего общества. Кто вы?

– Я могла бы представить себя ищущим, человеком, который всегда глубже задумывался об окружающем нас мире. Именно из этого вопрошания и возникла необходимость изучения философии. Итак, по профессии я философ, но философией занимаюсь по-другому, я практикующий философ. Я руководствуюсь мнением Эпикура, что философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает права на существование. Поскольку страдания в мире реальны и многочисленны, у практикующих философов много работы.

Люди в «конформистском» возрасте стремятся услышать настоящие мысли, которые дадут им направление или помогут справиться с проблемой. Все больше и больше людей и здесь, и в мире осознают, что поверхностный подход к жизни приносит больше проблем, чем счастья.

Вот почему древние философы рекомендовали заглянуть вглубь себя и прислушаться к своим истинным потребностям. Как прекрасно объяснил Платон в мифе о пещере, свет иногда может повредить глазу, привыкшему к темноте, но глаз, тем не менее, очень быстро приспосабливается к свету. Почему? Мы рождены, чтобы выбрать свет, а не тьму.

Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

– Но почему, например, не психология, а философия?..

– Для меня жизнь – большая тайна, которую нужно объяснить, а как иначе, как не через самопознание. Познание самого себя – самое трудное дело, а следовать истине еще труднее… много ловушек и обманов в мире. Каждый день мы мечемся меж двух огней: угодить своему телу или своему духу. Как написано в Библии, «дух силен, а плоть немощна». Преодоление инстинкта — большое и трудное дело, особенно для молодых людей. Поэтому мои лекции из серии «Философский спектакль», предназначены именно для них. Неважно, что вы слушаете или что читаете… чем вы кормите свое «я». Это хорошо знают творцы нового мирового порядка. Они в основном настаивают на конформизме, чтобы смягчить человека и сделать его марионеткой. Существует много форм манипулирования, и один из самых важных философов современности Ноам Чомски представил их в своей работе. Наша задача их разоблачить.

– А можно немного подробнее о «Философском спектакле»?

– «Философский спектакль или театр» — это форма, которую я выбрала для того, чтобы объяснить людям трудные вопросы в более доступной форме, поэтому со мной на сцене также находятся актеры, например, Марко Долаш, и артисты, такие как великая скрипачка Соня Калаич, вокалистка Йована Стоянович, пианистка Елена Красич Михайлович. Идея состоит в том, чтобы объединить разные искусства и приблизить философские идеи к людям. Кроме того, каждое искусство является своего рода выражением правды, а я очень забочусь о правде. Я думаю, что это привилегия говорить правду в мире, который выживает за счет лжи.

Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

– Иногда у людей возникает вопрос: кто такой сегодня философ? Мне почему-то кажется, что в сербском обществе быть философом несколько легче, чем в западном и прозападном мире, который мчится со всех ног…

– Я бы не сказала, что темп жизни является единственной причиной отсутствия интереса к философии на Западе. Думаю, что это связано с концепцией жизни. Они живут концептом «иметь», то есть предельным материализмом, их не интересует, кто они есть… их интересует имущество… они направляют на это весь свой потенциал. Они определяют себя через материальное, в таком мире невозможно найти место для истинной философии, потому что философия не терпит такой реальности, у нее есть потребность заглянуть глубже, за материальное и иллюзорное… это всегда связано с метафизикой. Концепт философа – «бытие», как сказал великий Достоевский, «важно не сколько я живу, а зачем я живу». Итак, если человек, который основывает свою жизнь на концепте «have», теряет свое имущество, он также теряет свою личность, потому что он — то, чем он владеет. Человек, у которого есть концепт «бытие», знает, что его жизнь — это гораздо больше, чем обладание, его жизнь — это активное начало. Такова теория Эриха Фромма, с чем я полностью согласна.

Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

– Мне кажется, наши русские читатели уже в начале предыдущего вопроса думали о «кафанских философах» (и я это абсолютно без иронии). Действительно, неторопливые беседы в неспешной атмосфере со спокойными людьми дают повод для фокусировки, размышления, изречения мыслей. А у вас есть проект – «Филокафа». Верно ли, что название уже приоткрывает суть того, что происходит на ваших встречах за чашкой кофе с интересными мыслями и беседами?

– Да, помимо «Философского спектакля» (то есть моей «театральной» деятельности), я еще занимаюсь «Филокафой». Это также одна из форм, при которой группа людей (максимум пятнадцать человек) обсуждает разные темы. Например, как Сократ может помочь вам избавиться от одиночества, как преодолеть страдания любви (в этом вам может помочь Шопенгауэр), или как быть социально активным (а здесь Сартр вам в помощь). У людей есть потребность выражать себя таким образом и видеть реальность, что совсем не просто… Дело в том, что проблема, которая у вас есть, не только ваша, и что вы можете распознать ее в другом человеке, который таким образом становится вашим «братом в страдании», что также помогает. В «Филокафе» участвуют люди всех поколений. Когда-то к нам приходила целая семья, мы не ограничены по возрасту… и не нужны предварительные философские знания. Главное, чтобы вы хотели перемен к лучшему, брали на себя ответственность за вашу жизнь и стояли за каждым своим решением.

Таня Петрович Милькович: Философия, которая не может избавить людей от страданий, не заслуживает существования

– Философию иногда называют абстрактной наукой, абсолютно непрактичной. Так ли это?

– Философия, появившаяся в Древней Греции, в Афинах, не была просто идеей. Философия создана именно для того, чтобы помочь людям понять себя и окружающий мир. Проблема с философией возникает, когда появляется аналитическая философия, которая непостижима. Таким образом, философия изымается из мира и отдается квази-наукам, которые только берут что-то из философии и дают искаженную картину реальности. Это, на мой взгляд, самая большая опасность… потому что это отчасти правда, доля правды, а по сути, обман. Философия должна побуждать людей думать и действовать… и так до конца их жизни. Это ее задача.

Когда вы располагаете приоритеты в жизни таким образом и направляете свой ум и дух на поиск высших уровней бытия, то вы неизбежно развиваетесь. Идея философа-практика состоит в том, что человек должен совершенствоваться и никогда не переставать работать над собой.

– А теперь давайте еще об одном вашем детище из сферы практической философии- «Филотерапии».

– Филотерапия – это метод, зародившийся в восьмидесятых годах прошлого века, когда профессор Герг Аембах увидел проблему массового появления квази-наук и ухода философии в академические круги. По этой причине он начал движение практической философии. Это использование философии в решении повседневных проблем. Одной из самых популярных книг в этой области является «Платон, а не прозак», написанная Лу Маринофф. Она имеет своих приверженцев в мире и становится все более и более популярной, люди понимают, что через поверхностность нельзя достичь какого-либо серьезного решения и что духовное здоровье и рост — это процесс, который требует времени, самоотверженности и труда. Рекомендация практикующих философов – выбрать свою философию, и использовать один из методов, скажем, определить проблему, потом подумать о ней без эмоций, отстраниться и посмотреть на проблему так, как будто она вас не касается, затем включите эмоции, выберите свою философскую позицию и действуйте в гармонии с ней.

– Как вам пришла в голову идея мюзикла «Утренник для души»?

– В «Утреннике для души» я работаю с поэтами. Есть много талантливых поэтов, у которых нет медийного пространства, к сожалению. Людям очень нужна поэзия, а в Сербии это не очень жалуют. Поэзия – это язык души… вот почему на «утреннике» у нас так много посетителей.

– Как философски осмысливают в Сербии специальную военную операцию России?

– В Сербии специальная военная операция воспринимается большинством людей как единственное решение и с одобрением. Могу сказать от себя и своих друзей, что народ России имеет здесь безоговорочную поддержку, то есть большинством. Вы с честью защищаете свою родину и свой народ, а также весь мир от дракона-глобалиста! Все взоры обращены на вас, и наши молитвы с вами. Вы – свет мира в этот момент. Вы столкнулись с ужасной пропагандой, которая не выбирает никаких средств для нападения на вас, используя исключительно ложь. Россия – указатель для всего мира свободы. Я верю, что скоро все закончится и Россия как всегда победит!

– Как нашему современнику сохранять спокойствие, не нервничать и продолжать трезвом смотреть на мир в наше турбулентное время?

– Я верю в правду. Ищите правду, не поддавайтесь конформизму. Вы меняете то, что можете изменить, принимаете то, что не можете, и знаете, как провести черту между этими понятиями. Как говорит святой Николай (Велимирович): «Сила духа так же важна, как и сила тела, это прекрасно знали древние греки, они называли эту гармонию духа и тела калокагатия, но она ничего не стоит, если за ней не стоят нравственные принципы. Поэтому я бы закончила категорическим императивом Канта, который говорит, что если ваша максима может стать всеобщим законом, то вы – моральный человек.

Желаю всего наилучшего народу России, потому что он поступает нравственно и принципиально.

– Спасибо за интереснейшую беседу!

Беседовал Владимир Басенков

Поделиться новостью