Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

6 мая, в рамках пятнадцатого Международного музыкального фестиваля под артистическим руководством народного артиста СССР Юрия Башмета, в Ярославле состоялся вечер музыки духовых инструментов. В этом году гостями мероприятия впервые стали музыканты Белградского духового квинтета Марина Ненадович (флейта), Велько Кленковски (кларнет), Боян Пешич (гобой), Ненад Янкович (фагот), Никола Чирич (валторна) с необычной программой из сочинений Лядова, Лигетти, Ибера, Деспича и других авторов.

Белградский духовой квинтет можно назвать известнейшим музыкальным коллективом сербской столицы. Уже не один десяток лет он несет репутацию выдающегося камерного ансамбля единомышленников, каждый из которых имеет все данные солиста-виртуоза и в совершенстве владеет секретами ансамблевого музицирования. Солисты Белградского филармонического оркестра, лауреаты национальных и международных конкурсов, все участники духового квинтета сочетают сольную карьеру, выступления в ансамбле и педагогическую деятельность. Квинтет активно сотрудничает с современными композиторами, гастролирует за рубежом, записывается на крупных европейских лейблах.

Будет несправедливо, если прежде рассказа о блестяще прошедшем концерте мы не уделим внимания нашим братьям-сербам, к празднику Победы подарившим русским слушателям.

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Марина Ненадович (флейта)

Марина Ненадович окончила и получила степень магистра в Маннес-колледже музыки в Нью-Йорке, обучаясь у профессора Томаса Найфенгера. С 1994 года она является первой флейтой в оркестре оперы и балета Национального театра в Белграде и в Белградском филармоническом оркестре. Она является одним из основателей квинтета деревянных духовых инструментов Белградского филармонического оркестра, а также одним из основателей Trio Timbre (трио флейты, альта и арфы). Она выступает с ансамблем Gradiliste (ансамбль современной музыки) и была членом оркестра оперы “Мадленианум”, а также камерного ансамбля Sinfonieta.

В качестве солистки выступала с Белградским филармоническим оркестром, камерным ансамблем Святого Георгия, Филармоническим оркестром Ниша, Симфоническим оркестром Сербской армии, камерным оркестром “Любица Марич” и камерным ансамблем Sinfonieta. В составе различных камерных ансамблей она выступала на самых важных фестивалях страны и региона: BEMUS, NIMUS, Classic Fest Pancevo, NOMUS.

Марина Ненадович неоднократно завоевывала первые призы на национальных конкурсах и была финалисткой конкурса молодых музыкантов в США. Она посещала мастер-классы Самуэля Барона, Уильяма Беннета, Андраша Адорьяна, Орели Николь. В течение последних 25 лет она была преподавателем флейты в нескольких музыкальных школах Белграда, в настоящее время преподает в музыкальной школе “Йосиф Маринкович”. С 2015 г. она является постоянным лектором в Академии духовых инструментов в Тивате (Черногория), а также преподавателем флейты на музыкальном фестивале ARLEMM в Арилье (Сербия).

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Велько Кленковски (кларнет)

Велько Кленковски родился в 1975 году в Панчево. Он окончил Высшую музыкальную школу в Белграде, после чего продолжил образование в Консерватории Жоржа Бизе в Париже. В 2008 году получил степень магистра в Академии искусств в Нови-Саде. В 2015 году получил степень доктора философии в Белградском институте музыки и был награжден премией Бруно Бруна как студент, завершивший обучение в аспирантуре с наилучшими результатами.

Кленковски является лауреатом многочисленных конкурсов в стране и за рубежом, наиболее значительные из них – первые премии на Международном конкурсе имени Леопольда Белана в Париже, Международный конкурс в Пикардии, Федеральный конкурс в Любляне, а также первый специальный приз на Международном конкурсе в Париже и третий приз на Международном музыкальном конкурсе молодежи в Белграде.

В качестве солиста он выступал с Брюссельским Королевским оркестром, Филармоническим оркестром наций, Белградским филармоническим оркестром, Харбинским симфоническим оркестром и др.

Он также выступал во многих камерных ансамблях в стране и за рубежом: Испании, России, Китае, Германии, Франции, Словении, Австрии, Швейцарии, Италии, Греции, Словакии, Чехии, Америке и Индии. До 2002 года Велько Кленковски выступал как первый кларнетист Филармонического оркестра в Германии, а также как первый кларнетист камерной оперы “Мадленианум” и оркестра РТС в Белграде. С 2002 года является солистом-кларнетистом Белградской филармонии и одновременно первым кларнетистом оркестра Национального театра в Белграде с 2015 года. С 2011 года является членом Ансамбля современной музыки “Градилиште”.

Является основателем и участником Духового квинтета Белградской филармонии, а также Белградского духового трио. Он выступал с Симфоническим оркестром имени Бруно Вальтера, Кипрским национальным оркестром, Харбинским симфоническим оркестром и Тяньцзиньским симфоническим оркестром. Кленковски также активно занимается педагогической деятельностью. Он проводил мастер-классы во Франции, Сербии, Словении, Китае и Черногории. Он является членом жюри многочисленных конкурсов в стране и за рубежом. Является лауреатом премии “Октябрь” и премии за педагогическую деятельность. Работает профессором кларнета на музыкальном факультете в Белграде. Велько Кленковски играет на кларнетах Buffet Crampon Legende.

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Ненад Янкович (фагот)

Ненад Янкович – выпускник и PhD Белградского института мущыки, класс профессора Мирко Изаески. Основатель Духового трио и Белградского филармонического духового квинтета, один из основателей Балканского камерного ансамбля. Янкович – солист Белградского филармонического оркестра. Он регулярно выступает в составе оркестра Мадленианумской камерной оперы, Симфонического оркестра Воеводины, Черногорского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Макриса, а также Новой Белградской оперы. С 2010 года он является солистом-фаготистом в Фестивальном оркестре Марибора, а в 2011 году выступал с Австралийским камерным оркестром во время его европейского турне.

В качестве солиста выступал с Белградским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром армии Сербии, Большим симфоническим оркестром Душана Сковрана, “Струны Святого Георгия”, камерным оркестром “Youth European Strings”, Харбинским симфоническим оркестром (Китай) и Оркестром Sor Trondelag из Тронхейма (Норвегия). В составе различных камерных ансамблей он выступал на самых значительных фестивалях страны и региона: Bemus, Nomus, Nimus, Фестиваль в Любляне, Фестиваль в Мариборе, Infest Bitola, A Tempo Podgorica, Classic Fest Pančevo и др.

Он получил несколько первых премий на национальных и федеральных конкурсах, первую премию на Международном конкурсе в Стрезе (Италия), Октябрьскую премию города Белграда за молодежное творчество в 1995 году, а также премии FMU от Фонда Бруно Бруна за самые успешные докторские исследования в 2013/2014 учебном году.

Он посещал мастер-классы профессора Кнута Сёнстевольда (Швеция), Милана Турковича (Австрия) и Маурисио Паеса (Израиль). Он провел несколько мастер-курсов в Сербии, в Академии музыки в Любляне и является постоянным лектором в Мастерской духовых инструментов в Тивате (Черногория). В 2018 году он выступал на Симпозиуме, посвященном фаготу, в Тронхейме (Норвегия).

Является профессором по классу фагота в Академии искусств в Нови-Саде и преподавателем фагота в Музыкальной школе имени Даворина Йенко в Белграде. Ненад Янкович играет на инструментах ручной работы, модели Imperator и Milan, сделанных с любовью г-ном Живаном Шарчевичем.

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Никола Чирич (валторна)

Никола Чирич (1992) – один из ведущих валторнистов своего поколения. Он выступал на сценах более 25 стран Европы, Южной Америки и Азии. В качестве солиста выступал с парагвайскими, китайскими, аргентинскими, российскими и сербскими оркестрами.

Как приглашенный концертмейстер группы валторн Чирич сотрудничал с Байройтским юношеским фестивальным оркестром (Германия), Симфоническим оркестром университета Моцартеум (Австрия), Национальным юношеским оркестром Румынии, Оркестром фестиваля Энкуэнтро (Испания), большим количеством сербских коллективов и многих других.

Чирич выступил как приглашенный концертмейстер группы валторн также с Харбинским симфоническим оркестром во время их дебюта на Зальцбургском фестивале 2019. Никола выступал с такими выдающимися артистами как Зубин Мета, Кшиштоф Пендерецкий, Кристиан Мандеаль, Генрих Шифф и участвовал в камерных проектах с известными музыкантами, такими как Радован Влаткович, Маттиас Рац, Паскаль Мораг и Хансйорг Шелленбергер. В декабре 2017 года Никола выступил с Радованом Влатковичем и Белградским филармоническим оркестром, исполнив концерт для двух валторн Розетти.

Никола Чирич читал лекции на фестивале Вербье в Швейцарии, а также в Первой оркестровой академии Белградского филармонического оркестра, когда ему было всего 24 года. Он проводил мастер-классы в Англии, Парагвае, Болгарии, Сербии, Хорватии, Румынии, Швейцарии, России, Китае, где рассказывал о своей системе психологической подготовки «В музыке без стресса», а также о работе с молодыми валторнистами. Его электронная книга «Horn morning sunshine» была продана более чем в 50 странах.

Он является лауреатом премии Нови-Садского университета за выдающиеся достижения в области искусства в 2015 году, а также лауреатом многих национальных и международных конкурсов. Никола Чирич был членом Сербского национального театра оперы в Нови-Саде (2012-2019). В сезоне 2019/2020 он работал в качестве иностранного эксперта в Китайской консерватории музыки в Пекине и концертмейстера группы валторн оркестра Academia China. Никола родился в 1992 году в городе Ниш, Сербия. Он попал под влияние своего отца, тоже валторниста, Деяна Чирича, и начал свое музыкальное образование у профессора Луки Новаковича. Получив начальное и среднее музыкальное образование в родном городе, он продолжил обучение в бакалавриате и магистратуре в Академии искусств Нови-Сада у профессора Ненада Васича. Никола посетил месячную летнюю школу в Сантандере (Испания), организованную Высшей школой музыки королевы Софиии в Мадриде.Чирич закончил аспирантуру в университете Моцартеум в Зальцбурге (Австрия), где его наставником был профессор Радован Влаткович. С 2015 года Никола Чирич является концертмейстером группы валторн Белградского филармонического оркестра.

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

А вот Боян Пешич, играющий на гобое, оказался самым таинственным из музыкантов. И предпочел остаться для нас загадкой, предпочтя показать себя в деле. И ему с коллегами это удалось!

В своей программе музыканты представили ряд камерно-инструментальных циклов национальной сербской и европейской музыки последнего столетия – именно с начала ХХ века ансамбли духовых входят в орбиту внимания крупнейших композиторов разных национальных школ и направлений. Открыло концерт переложение оркестрового шедевра Лядова. «8 русских народных песен» – сюита из жемчужин-миниатюр, каждая из которых раскрывает свою грань русского фольклора.

Тонкий миниатюризм, изящество деталей свойственны и следующему номеру программы – недаром «Три коротких пьесы» Жака Ибера остаются одним из самых популярных произведений в репертуаре духовых квинтетов. В партитуре Ибера красочное многоцветие духовых тембров, издавна привлекавшее французских мастеров, играет неожиданными, яркими красками.

В послевоенные годы имя венгерского композитора Дьёрдя Лигети ассоциировалось с новой волной музыкального авангарда. Его «Шесть багателей» – сокращенное авторское переложение фортепианной сюиты «Musica ricercata», в своё время шокировавшей публику экспериментальностью конструктивного замысла.

Сербские музыканты произвели фурор в Ярославле

Во втором отделении концерта прозвучала музыка ведущих сербских композиторов рубежа ХХ-ХХI веков. Живой классик балканской музыки, композитор, теоретик и музыкальный педагог Деян Деспич по-своему синтезирует элементы барокко и романтизма с чертами национального фольклора. Автор более двухсот произведений в самых различных жанрах, он неоднократно обращался к камерно-ансамблевым составам духовых. Фортепианная сюита «Виньетки» существует во множестве авторских переложений, но наиболее известна в версии духового квинтета; она сочинена по заказу редакции детского радио Белграда; каждая из коротких пьес изначально служила музыкальной «отбивкой» в эфире. Итальянское название квинтета «A Cinque» (буквально – «на пять»), как и его отдельных частей, указывает на стилевые ориентиры музыки и подчеркивает, по замыслу автора, «необходимость полного взаимопонимания исполнителей вплоть до мельчайших деталей». Как шедеврально исполнили его сербские музыканты!

Завершила программу остроумная сюита-перформанс Зорана Христича, написанная специально для Духового квинтета Белградской филармонии. «Пятнадцать Руковети по Стевану» – свеобразное посвящение основателю сербской композиторской школы, композитору и фольклористу Стевану Мокраньцу (1856-1914; его цикл из 15 хоровых рапсодий «Руковети» на основе народных песен стал наибольшим вкладом в профессиональную музыку Сербии). Много лет Христич руководил музыкальным фестивалем «Дни Стевана Мокраньца» в Неготине, где в 2009 г. состоялась премьера сочинения.

Ожидаемо, что величайшие композиции в исполнении профессионалов своего дела сорвали овации зала.

После концерта корреспонденту издания «О Сербии по-русски» удалось побеседовать с одним из музыкантов Николой Чиричем. Никола уже не первый раз выступает в России. В прошлом он уже играл в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

– Это уже пятый или шестой мой визит в Россию. А сегодня я здесь с Белградским квинтетом. И нам бесконечно приятно, что мы смогли выступить в Ярославле! – рассказывает Чирич.

Говоря о символизме прошедшего в канун праздника Победы мероприятия, Никола отметил его огромное значение, и подчеркнул, что выступать в России для него – всегда важно.

– Концерт в канун Дня Победы имеет и для меня, и для моих коллег огромное значение. Мы сегодня представили очень глубокую, особенную программу. Первыми, как вы знаете, мы исполнили композиции русского автора, затем сербского, и после интернационального… В нашей любви живет целый свет! А вашим читателям желаю здоровья, благополучия, любви к классической музыке… И никогда не забывайте, что нужно крепко любить свое Отечество! – сказал в завершении беседы Никола Чирич.

Владимир Басенков

Поделиться новостью