Горан Брегович

Горан Брегович, биография

Горан Брегович, музыкант, поэт и лидер знаменитого Свадебно-похоронного оркестра, родился  22 марта 1950 года.

Детство, родители

Как сам Горан Брегович описывал свою семью, его  отец Франьо был офицером Югославской Народной Армии, а мать Борка по прозвищу «Цица» была просто красавица. Вырос Горан в Сараево, там, где, по его словам, растут настоящие «сарайлии», с детьми, которые носят ифтар (вечерний приём пищи во время месяца Рамадан, обычно финики и вода – прим. RuSerbia) в школу и, чтобы отличаться от них, он носил с собой сэндвич.

От отца Горан унаследовал хладнокровие и всегда хорошее расположение духа, а от матери упрямство.

Когда Горану было десять, а его младшему брату Предрагу пять, его родители развелись, Горан остался с матерью, а Предраг – с отцом. Альбом «Алкоголь» музыкант посвятил своим родителям, так как они развелись именно из-за того, что отец был алкоголиком.

После выхода на пенсию отец вернулся в свое село в Загорье, под названием Свети Петар Чврстец. Первые 5-6 лет после переезда он не хотел, чтобы в дом проводили воду и электричество.

– Когда приходишь к нему, нужно было разговаривать, так как телевизора нет. В этом селе он был единственным, кто ушел в партизаны, остальные были в домобранах (коллаборационисты, вооружённые силы Независимого государства Хорватия, марионеточного государства нацистской Германии – прим. RuSerbia). Моя мама всегда подшучивала над ним, что в партизаны он пошел потому, что там девушки были красивее. Сельский поп, тоже в шутку, уговаривал его не уезжать из села, чтобы, когда он умрет, у них на кладбище был хотя бы один партизан.

Когда размышляю об отце, думаю, что я хотел бы умереть как он. Ушел счастливо, легко, выполнил просьбу сельского попа. Мать умерла раньше, еще когда он был в армии. Она тоже из Хорватии, из Вировитицы. Ее Перишичи родом из села Казанцы, на границе Черногории и Герцеговины. Дед был солунец  (воевал на Салоникском фронте – прим. RuSerbia) и после Первой мировой получил в Славонии в качестве награды землю, с собой они привезли и название села – Чемерница.

Когда началась Вторая мировая война, дед ушел в партизаны, а бабушку, двух дядей, тетку и мать Горана забрали в лагерь Ясеновац. У ворот лагеря их обменяли на каких-то пленных немцев. После этого они уехали в Сербию, и всю войну бабушка содержала детей на то, что провозила контрабандой табак из Герцеговины и выпрыгивала из поезда перед железнодорожным вокзалом Белграда.

Родители Горана познакомились, когда после войны отец остался в военном училище в Вировитице. Позднее он получил место в военном училище в Сараево, где преподавал баллистику. После развода отец с младшим братом переехал в Ливно. Там он был комендантом казармы. Горан с матерью остался в Сараево, но каждое лето ездил к отцу и брату в Ливно.

В детстве Горан любил рисовать и хотел поступить в художественную школу.

– Тетка работала в поликлинике на диспансерных осмотрах и ей можно было верить, когда она заявила матери: «Боже мой, сестра, оттуда приходят одни педерасты». Поэтому меня в художественную школу не отпустили, – вспоминает он о своей неудавшейся карьере художника.

К великому сожалению отца, обожавшего скрипку, Горана выгнали из второго класса музыкальной школы «из-за лени и отсутствия таланта».

Начало занятий музыкой

В 11 лет Брегович наконец заинтересовался музыкой, на Новый год мама подарила Горану гитару и тем самым определила его жизненный путь. Эдо, брат сценариста Абдуллы Сидрана («Отец в служебной командировке») обучил его первым аккордам. В отличие от скучных школьных занятий, дворовые уроки захватили Горана, и он часами изучал аккорды, «глядя в пустоту пылающими глазами, полный обожания к абсолютно любой музыке». Первую, так и оставшуюся без названия группу, Горан создал в восьмом классе средней школы.

В обмен на разрешение отпустить длинные волосы Горан пообещал маме бросить курить и заняться чем-то перспективным – он поступил в транспортно-техническую  школу.

Из транспортной школы Горана выгнали за плохое поведение, так как он разбил школьный «Мерседес». Разгневанная мать, узнав о случившемся, ворвалась на вечернику группы Горана «Izohipse» и посреди сцены влепила соло-гитаристу пару подзатыльников.

Потом мама покаялась в содеянном и купила Горана новую электрогитару, именно ту, о которой он мечтал (к тому времени Горан уже перешел на бас).

После поступления в гимназию Горан Брегович вступил в группу «Бештие». Зарабатывал тем, что играл народнячскую музыку в кафане на автобусной остановке в Конице, играл в стриптиз-баре, работал на стройке и продавал газеты. По поводу этого периода своей жизни Горан шутит, что народнякам лучше, чем рокерам, так как у них есть естественный отбор – кафана.

На выступлении группы «Бештие» его заметил Желько Бебек и предложил играть на гитаре в его группе «Кодекс».  Как вспоминает сам Бебек, его привлекло то, что Горан хорошо играл на гитаре и пел вторым голосом, так что не претендовал на место солиста.

Летом 1969 они играли для туристов в гостинице «Сплендид» в Дубровнике. Затем молодую группу пригласили в Неаполь играть в ночном клубе, с хозяином клуба музыканты вскоре рассорились из-за разных взглядов на репертуар, но остались в Неаполе играть по клубам. В это время Горан переходит с бас-гитары на соло. Состав группы на тот момент: Горан Брегович, Желько Бебек, Зоран Реджич и Милич Вукашинович. Музыкальный стиль группы находился под влиянием «Led Zeppelin» и «Black Sabbath», и в 1970-м недовольный подобной музыкой Желько Бебек покинул группу. В конце 1970 в Неаполь приехали мама Бреговича и брат Реджича Фадиль и увезли парней обратно в Сараево.

Осенью 1971 года Горан поступил на факультет философии и социологии, но на четвертом курсе учебу бросил.

 

Музыкальная карьера, рождение «Bijelo dugme»

Осенью 1970 Милич Вукашинович уезжает в Лондон. Гитарист Исмет Арнауталич приглашает Горана создать группу «Jutro», в которую также Зоран Реджич, барабанщик Гордан Матрак и солист Златко Ходник.

В группе «Jutro» Горан Брегович впервые попробовал себя в качестве композитора. Хотя после ссоры в Неаполе Горан больше года не разговаривал с Желько Бебеком, когда в 1972 году «Jutro» записывала свой первый сингл, он пригласил старого товарища. Вместе они записали песню «Patim, evo deset dana», попавшую на сторону «Б» пластинки, на стороне «А» была позабытая сейчас «Ostajem tebi» в исполнении Златко Ходника. Позднее песню «Patim, evo deset dana» включили в дебютный альбом «Bijelo dugme». Вскоре после записи сингла Бебек ушел в армию, за время его отсутствия были записаны еще четыре песни: «Kad bi’ bio bijelo dugme», «U subotu mala», «Na vrh brda vrba mrda» и «Hop-cup».

Недовольный музыкальным стилем группы Исмет Арнауталич уходит в конце 1972 года, забрав с собой ее название. Группа несколько раз меняла название, и в итоге было решено, что раз группа популярна в первую очередь благодаря песне «Kad bi’ bio bijelo dugme», то и назвать группу решили «Bijelo dugme» – «Белая пуговица», официальное крещение группы прошло 1 января 1974 года.

Первое выступление перед большой публикой прошло 10 мая 1974 года на ВООМ фестивале в Любляне, где «Bijelo dugme»  была представлена как «молодые надежды». Летом музыканты играли в отеле «Croatia» в Цавтате, где готовили материал для первого альбома.

Третий сингл группы с песнями «Da sam pekar» и «Selma» вышел 30 августа 1974 года и стал переломным пунктом в карьере музыкантов, выведя их на первый план югославской музыки. В октябре 1974 года в люблянской студии «Akademik» всего за двадцать дней был записан первый альбом группы – «Kad bi’ bio bijelo dugme», вышедший в свет в конце ноября.

Альбом с самого начала отлично продавался, чему способствовала провокационная обложка, созданная Драганом Стефановичем, в дальнейшем отвечавшего за все обложки дисков группы. Обложка Стефановича позднее была включена в английскую книгу, посвященную 500 лучшим обложкам мира.

Уже к весне 1975 «Bijelo dugme» считалась одной из самых популярных групп Югославии.

Вторая пластинка должна была показать, что успех группы был не случаен, так что на подготовку к записи альбома музыканты уехали в горное село Борике в Восточной Боснии. Сам альбом «Šta bi dao da si na mom mjestu» был записана в ноябре 1975 года в Лондоне с продюсером Нилом Харрисоном (Neil Harrison). На бас-гитаре играл Желько Бебек, так как незадолго до записи Зоран Реджич повредил палец левой руки. Текст для первой песни написал Душко Трифунович, автором остальных песен был Брегович. Самые знаменитые хиты из этого альбома – «Tako ti je, mala moja, kad ljubi Bosanac», «Došao sam da ti kažem da odlazim», «Ne gledaj me tako i ne ljubi me više».

Упакованная в роскошную обложка пластинка стоила дороже обычного, но все равно разошлась рекордным тиражом более 200 тысяч экземпляров. Ради этого альбома звукозаписывающая компания «Jugoton» придумала «бриллиантовый диск», так как никто ранее таких результатов не добивался.

 

После выхода третьей пластинки группа отправилась в турне по Косово и Македонии. Запланированный новогодний концерт в белградской Арене спорта был внезапно отменен, и «Bijelo dugme» пригласили выступить на Новый Год перед Иосипом Броз Тито в Хорватском народном театре. Из-за слишком громкой музыки, не понравившейся вождю, выступление было остановлено уже через несколько минут.

Началось югославское турне группы “Dugmemanija”, в Сараево на концерт собралось 15 000 зрителей; в Белграде «Dugme» трижды собрала полный зал «Пионир», чего раньше никому не удавалось.

В начале апреля 1976 года группа «Bijelo Dugme» отправилась в США, планировались концерты перед югославским эмигрантами, но, опасаясь политической подоплеки, от концертов музыканты отказались. В США были записаны еще два сингла с песнями «Dzambo»,  «Vatra» Ипы Ивандича  и «Milovan», «Goodbye, Amerika»  Желько Бебека.

В июне 1976, чтобы развеять слухи о своей прозападной ориентации, музыканты приняли участие в трудовой акции «Козара 76» (идею предложил Брегович) и получили значки ударников.

Третий альбом снова готовили в селе Борике. Сначала его планировали назвать «Sve se dijeli na dvoje, na tvoje i moje», но Брегович не смог написать музыку к этим стихам и придумал название «Hoću, bar jednom da budem blesav». «Юготону» это название не понравилось и его сократили до «Eto baš hoću». Альбом снова записывали в Лондоне с Нилом Харрисоном. Вышел альбом 20 декабря 1976 года.

1977 год стал для группы неудачным, турне по Югославии сопровождалось как техническими проблемами, так и меньшим, чем обычно, отзывом публики, группу разъедали внутренние конфликты. Так что турне по Адриатическому побережью было прервано, концерты в Загребе и Любляне, где должны были записывать живой альбом, отменены, и всерьез заговорили о возможном распаде группы.

По идее журналиста Петра Поповича было решено 28 августа 1977 года в качестве проводов Горана Бреговича в армию провести бесплатный концерт возле белградской Хайдучкой чесмы. Концерт превзошел все ожидания: собралось 70-100 тысяч фанатов, что стало самым большим сбором поклонников в истории югоcлавской рок-музыки. «Bijelo Dugme» блестяще выступила и смогла таким образом выйти из кризиса. Атмосфера того концерта запечатлена в фильме «Nije nego» режиссера Мичи Милошевича. Любопытно, что аудиозаписи с концерта технически не подходили для записи «живой» пластинки, поэтому 25 октября того же года в зале «Джуро Джакович» в Сараево группа выступила еще раз и именно это запись вошла в альбом «Концерт у Хайдучкой чесмы», однако реакция публики на выступление была записана именно с первого, настоящего концерта.

По завершении записи концертной пластинки Горан Брегович ушел в армию в Ниш. За время его отсутствия музыканты группы не теряли времени даром и оказались замешаны в скандале с наркотиками – барабанщик Ипе Ивандич из «Bijelo Dugme» получил три года тюрьмы за употребление гашиша.

Осенью 1978 года группа собралась под Нишем в Нишской Бане и начала готовиться к новой пластинке, однако вскоре офицеры обнаружили частые побеги Бреговича из казармы, и продолжить работу удалось только 1 ноября 1978 после возвращения Горана из армии. Выход альбома «Bitanga i princeza» долго задерживался из-за цензуры, сначала запретившей обложку, а затем долго правившей тексты. Альбом, вышедший только в марте 1979 года, был объявлен критиками первым по-настоящему зрелым альбомом «Bijelo Dugme».

Также в 1979 Горан впервые создал музыку для фильмов – песни «Pristao sam bicu sve sto hoce» и «Sta je, tu je» для фильма «Lične stvari» Александра Мандича.

Практически весь 1980 год группа отдыхала, Брегович провел это время в Париже. В конце этого года выходит пластинка «Doživjeti stotu», впервые в качестве продюсера выступает сам Горан Брегович.

В 1982 году Брегович был изгнан из Союза коммунистов Боснии и Герцеговины за прогулы партсобраний, но никакого вреда группе это не нанесло – коммунистические идеи в Югославии уже не были популярны.

В феврале 1983 года вышел альбом «Uspavanka za Radmilu M», которым Брегович планировал попрощаться с публикой и после концертного турне распустить группу. «Изюминкой» альбома была песня «Kosovska», исполненная на албанском языке, привлекшая особое внимание из-за уже тогда напряженной ситуации в Косово и Метохии.

Планировалось, что концерт на белградской Ярмарке 24 апреля станет последним, но огромный наплыв публики заставил Бреговича отказаться от идеи роспуска «Dugme». 16 мая в Белграде группа завершила турне и ушла на каникулы, а Брегович отправился в кругосветное путешествие.

За это время Желько Бебек записал свой второй сольный альбом «Mene tjera neki vrag» и 23 апреля 1984 официально покинул группу. Новым солистом стал Младен Войичич «Тифа», ранее выступавший в группах «Топ» и «Тешка индустрия», однако он вскоре покинул группу, как из своего алкоголизма и ссор с Бреговичем, так и из-за того, что был плохо принят публикой. На месте солиста его сменил Ален Исламович. Предприимчивый Брегович, вернувшись, создал в Словении вместе со Здравко Чоличем издательство «Камрад».

В декабре 1984 вышел новый альбом, получивший простое название “Bijelo dugme”, альбом имел в большей степени фолк-направленность, а исполненный в оригинальной обработке гимн «Hej Sloveni», спровоцировал волну «югославства» среди многих сараевских групп.

2 августа  1985 «Bijelo Dugme» выступила в Москве на Фестивале молодежи и студентов.

В 1986 году выходит альбом «Pljuni i zapjevaj moja Jugoslavijo», где «Dugme», несмотря на нарастающую атмосферу национализма в стране, снова возвращаются к идеям «югославянства».

В конце 1988 вышел альбом «Ćiribiribela» с изображением Ноева ковчега на обложке, самый известный хит с этого альбома – «Đurđev dan», первый хит сербских кафан на все времена.

В начале 1989 года группа отправляется в двухмесячное турне, которое должно было продолжаться до 1 апреля. Однако после концерта в Дервенте 15 марта солист Ален Исламович, никого не предупреждая, уехал в родной Бихач лечиться от болей в почках. Турне было прекращено, концерты в Китае и Советском Союзе отменены, а Брегович уезжает в Париж, оставив поклонникам группы только догадываться о причинах произошедшего. Многие полагают, что так как разваливалась Югославия, то распалась и группа, считавшаяся одним из символов югославского единства.

 

Жизнь после «Белой пуговицы»

Брегович долго отрицал любые возможности возрождения группы, но в 2005 году под спонсорством «Кока-Колы» группа объединилась для трёх концертов в Сараево, Загребе и Белграде. Вместе со всеми тремя ведущими вокалистами, но уже без ударника Горана Ивандича (Goran «Ipe» Ivandić), которого не стало в 1994 году. Звук на белградском концерте был отвратительным, и многие зрители требовали вернуть обратно деньги за билеты.

Сообщалось о подготовке нового альбома, который должен был увидеть свет в конце 2007 или в начале 2008 года, но так как Горан Брегович отказался участвовать в проекте возрождения группы, то Ален Исламович и Тифа вернулись к работе над своими сольными альбомами. Возможность турне по бывшей Югославии обсуждалась и в 2014 году.

К неудовольствию остальных членов группы права на название «Bijelo Dugme» принадлежат сейчас Горану Бреговичу.

После завершения работы в «Bijelo Dugme» Брегович пишет музыку для фильмов Эмира Кустурицы «Время цыган», «Аризонская мечта» и «Андерграунд».

В 1994 году в Париже Горан задумал оркестр с десятью трубачами, хором и симфоническим оркестром и дал ему название «Orkestar za svadbe i sahrane» («Свадебно-похоронный оркестр») с которым уже многие годы гастролирует по всему свету.

В 1997 году Горан пишет музыку для турецкой певицы Сезен Акса.

2000 с польской певицей Кайя записал альбом «Кайя  и Брегович», вышедший в Польше тиражом 500 тысяч экземпляров.

2002 – после долгой «дискографической» паузы выходит альбом Бреговича «Priče sa svadbi i sahrana».

2005 – Брегович пишет музыку для балета «Королева Марго», поставленного в Народном театре в Белграде.

На цыганском фестивале в Сремской Митровице представлена опера Бреговича «Кармен со счастливым концом» (Karmen sa srećnim krajem).

Май 2008 – выступает со своим оркестром в качестве специального гостя на финале белградского Евровидения.

В том же году упал с дерева во дворе своего дома в Сеняке и сломал первый поясничный позвонок, несколько месяцев проходил лечение.

В начале 2009 выходит новый альбом Бреговича «Alkohol», состоящий из двух частей– Šljivovica i Šampanjac.

2011 Вместе со своим оркестром дает новогодний концерт в Москве за 120 тысяч евро.

2015 – Брегович и Кустурица вместе выступали в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Семья

Больше всего времени Горан проводит в Белграде и Париже. Дома у «Бреги» есть и в Белграде, и в Загребе, и в Сараево.  С 1993 года женат на сараевской манекенщице Дженане Суджуке, с которой они были вместе еще с 70-х, у них три дочери Эма (1995), Уна (2001) и Лула (2004). Старшая учится в Художественной академии, а младшие увлекаются балетом.

«В мире им было бы тяжело с нашими именами, поэтому мы дали им такие, немного необычные имена, которые везде легко пишутся, произносятся и запоминаются».

Интересно, что свадьба у Горана, ассоциирующегося с цыганским весельем и размахом, была скромной, «с 20 друзьями мы пошли на обед в ресторан и так отпраздновали день, когда мы… начали жизнь в браке».

Еще у Горана есть внучка Бьянка, которую родила его внебрачная дочь Желька, плод юношеской связи с сараевской танцовщицей Ясенкой.

 

Музыка для фильмов:

 

1977 – Schmetterlings Wolke – режиссер Здравко Рандич (Zdravko Randić)

1979 – Persoenliche Sachen режиссер Александр Мандич (Aleksandar Mandić)

1988 — Время цыган (англ. Time of the Gypsies) — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)

1989 — Kuduz — режиссёр Адемир Кенович (Ademir Kenović)

1990 — Тихий порох / Gluvi barut — режиссёр Бахрудин Ченгич (Bahrudin Čengić)

1991 — Сербская девушка / Das Serbische Mädchen — режиссёр Петер Зер (Peter Sehr)

1991 — Маленькая / Mala — режиссёр Предраг Антониевич (Predrag Antonijević)

1991 — Чаруга / Čaruga — режиссёр Райко Грлич (Rajko Grlić)

1993 — Аризонская мечта — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)

1993 — Ядовитое дело / Toxic Affair — режиссёр Филомене Эспозито (Philoméne Esposito)

1993 — Священная ночь / La Nuit sacrée — режиссёр Николас Клотц (Nicolas Klotz)

1993 — Пуп земли / La Nombril du monde — режиссёр Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)

1994 — Королева Марго — режиссёр Патрис Шеро (Patrice Chéreau)

1995 — Подполье — режиссёр Эмир Кустурица (Emir Kusturica)

1997 — Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара — режиссёр Нана Джорджадзе

1997 — Поцелуй змеи — режиссёр Филипп Руссело (Philippe Rousselot)

1997 — XXL — режиссёр: Ариэль Зейтун (Ariel Zeitoun)

1998 — Поезд жизни — режиссёр Раду Михайляну (Radu Mihăileanu)

1999 — Пропавший сын / The Lost Son — режиссёр Крис Менгес (Chris Menges)

1999 — Тувалу / Tuvalu — режиссёр Вайт Хельмер (Veit Helmer)

2000 — Лето, или 27 потерянных поцелуев — режиссёр Нана Джорджадзе

2000 — Все понятно, друг? / Je li jasno prijatelju? — режиссёр Деян Ачимович (Dejan Ačimović)

2002 — Музыка для свадеб и похорон / Music for Weddings and Funerals — режиссёр Унни Штрауме (Unni Straume)

2004 — Турецкий гамбит — режиссер Джаник Файзиев.

2006 — Борат, песни Lullaby, Dreams — режиссер Ларри Чарльз (Larry Charles).

2008 — Мустафа (тур. Mustafa (film)) — режиссер Джан Дюндар (тур. Can Dündar).

2008 – Гитлер капут! – режиссер Марюс Вайсберг

2012 — Спаси и сохрани/ Salve Jorge – режиссеры Жоао Паулу Жабур (João Paulo Jabur), Александр Клемперер (Alexandre Klemperer), Адриано Мелу (Adriano Melo), Лучиано Сабино (Luciano Sabino), Маркус Шехтман (Marcos Schechtman), Фредерику Майринк (Frederico Mayrink).

Поделиться новостью