Кто такие сербы?

Кто такие сербы?

Самостоятельный этнос или союз этносов? Сможет ли представитель другого народа, например, албанец, стать сербом, если захочет? Отвечают эксперты и друзья сайта «О Сербии по-русски»

чанкович

Дане Чанкович, председатель национальной неправительственной организации «Сербское народное движение «Выбор за нами» Республики Сербской, Баня-Лука.:

– Сербы – исторический народ, сменивший свое название в далеком прошлом, и будет существовать до скончания века. Его личность связана с исторической ролью, которая проходит через фазы: страдание; сопротивление и победа. Все фазы в глубочайшем смысле связаны с отношением людей к Богу – против или с Богом. Именно сербы в самые трудные времена первыми и единственными противостоят величайшей несправедливой силе мира, и тогда Россия вместе с сербами и другими побеждает эту злую силу. Эта идентичность, историческая роль вытекает из генетической структуры сербского и русского народов. Любой, даже албанец, может стать сербом, если у него хватит сил принять его систему ценностей и если он готов на подвиг в сопротивлении злой силе, когда ему больше некуда идти….

Кто такие сербы?

Зоран Чворович, доктор юридических наук, профессор Крагуевацкого университета:

– Только ваш вопрос, хотя и вполне понятный и обоснованный для русского, сербу кажется совершенно странным. Причина в совершенно другом типе государства, которое формировалось на протяжении истории у русских и сербов. Сербское государство, когда оно существовало как самостоятельное государство, одно или несколько из них (Сербия и Босния в средние века, Сербия и Черногория в XIX веке), всегда относилось к типу национальные государства. За исключением короткого периода империи при Душане (1346-1355), когда государство официально было Империей сербов и греков. Когда сербские государства (Сербия и Черногория) были обновлены в 19 веке, они снова были национальными по типу. Разница лишь в том, что в Средние века сербское национальное государство родилось из церковной автокефалии, поэтому национальная идея мыслилась в рамках христианского учения, а в новом веке сербское национальное государство идеологически мыслилось в рамках либерализма. Сегодняшняя Сербия также определяется Конституцией как государство сербского народа и других граждан, поэтому албанцы не могут быть сербами в этническом смысле, но как национальное меньшинство на территории автономного края Косово и Метохия они могут быть гражданами Сербия. В отличие от Российского государства, относящегося к типу империи, официально от Ивана IV, а фактически от Ивана III, и в котором могла быть создана терминологическая дихотомия русских и «россиян», в Сербии граждане Республики Сербии, принадлежащие к национальным меньшинствам сохраняют свою этническую идентичность албанцы, венгры, румыны.

Сербская Церковь

Ранко Гойкович, общественный деятель, публицист, писатель, переводчик:

– В том смысле, что каждый русский может быть русским, это не применимо к Сербии. Теперь албанцу трудно стать сербом. С другой стороны, раньше были сербы всех конфессий, сегодня, как этнические сербы, остались в основном православными, сербы-католики стали хорватами, сербы-мусульмане стали боснийцами… Это этноинженерия…

Я знаю, что такое русское и что такое «россияне»… Был термин “югослав” во времена существования Югославии, чем-то похожий на термин «россиянин». У серба определение как у русского, хотя сербская государственность до попадания в турецкое рабство обладала имперской дееспособностью, что все ее граждане были «сербами»… Даже сегодня под термином «сербианец» подразумевается не этническая принадлежность, а сербское гражданство, а серб значит только этнос…

Кто такие сербы?

Радмила Васич, заместитель председателя правоконсервативной партии «Двери»:

– Сербы — это народ, и мы очень сильно отличаемся, например, от албанцев как в религии, так и во всех других пониманиях. Мы православные, они мусульмане. В Албании сербы должны иметь албанские имена и тайно хранить свои, сербские. У них нет прав, когда речь идет о религии, языке, письменности. Из-за такого отношения албанцев основные права человека и все другие права сербов в южном крае Сербии, в Косово и Метохии, также находятся под угрозой.

Деян Мирович

Деян Мирович, юрист, профессор Университета в Косовской Митровице:

– Сербы это древняя нация, с уникальной культурой, языком, историей, церковным самосознанием. Это делает их нацией. Албанец, например, может стать гражданином Сербии, но так как у него другой язык, культура ,история и религия, то он может быть только частью народа Сербии, но не частью сербской нации.

Кто такие сербы?

Йелица Чирика, этнолог и антрополог:

– Сербы — народ, относящийся к южнославянской ветви индоевропейских народов. Само понятие людей неоднозначно. В сербском языке народ — это население, привязанное к определенной территории. Народ также являются высшей формой этнической группировки, более продолжительного этногенеза. Таким образом, это сообщество людей, имеющих общие мифы, происхождение, историю, традиции, культуру и один и тот же язык. Сербы — народ очень высокой степени этнического самосознания, что напрямую влияет на степень сплоченности членов. В прошлом это особенно выражалось в форме солидарности, моральных обязательств помогать друг другу и чувстве своей исключительности. Этой последней характеристикой в ​​новейшей истории часто злоупотребляют структуры, заинтересованные в представлении сербов как ксенофобного народа, что совершенно неверно и исторически доказуемо как неверное. Сербы имеют ярко выраженную идентичность, что, на мой взгляд, является одной из причин сильной ненависти «бывших» сербов к своим бывшим соотечественникам.

Что касается албанцев, то они не являются и не могут быть сербами. Могут, конечно, декларативно, потому что в моде текучие идентичности, но на самом деле не могут. Существует несколько теорий об их происхождении, скорее всего, с Кавказа. Очень небольшой процент принимал участие в этногенезе некоторых черногорских племен. Важно отметить влияние определенных официальных институтов на этническую идентичность и манипулирование ими в политических целях. Таким образом, создаются новые рамки идентификации, которые за счет системного подхода выделяют новые этносы и даже новые народы.

Беседовал Владимир Басенков

Фото – АНО Тамо Далеко

Поделиться новостью