Кравица

Кто идет на Рождество в Кравицу?

13 и 14 января 2022 года представители общественных организаций из Баня-Луки, Белграда, Лакташи, Манячи, Прнявора, Србца, Бардаче, Сопота, Братунаца, Пала и родственники погибших в районе Среднего Подринья в Отечественной войне сербского народа 1992-1995 годов посетили монастырь Карно в окрестностях Сребреницы и церковь апостолов Петра и Павла в Кравице.

Кто идет на Рождество в Кравицу?

Мы много говорили о событиях в Сребренице, о том, что им предшествовало, к каким последствиям они привели и какие выводы можно сделать. И еще раз необходимо подчеркнуть, что так называемая «резня в Сребренице» не может рассматриваться без исторического контекста и отдельно от всех событий 1992-1995 годов на территории Боснии и Герцеговины.

Одним из таких знаковых событий стали преступления в небольшом селе Кравица в общине Братунац. По переписи населения 1991 года там проживало 363 человека, из них 357 – сербы. В 1992 году бандам под руководством Насера Орича по прозвищу «Мясник» удалось захватить довольно большую территорию (около 900 кв. км) и создать анклавы, населенные преимущественно мусульманами в Сребренице и Жепе. Сербы на близлежащих территориях не могли чувствовать себя в безопасности, но все же еще не могли до конца поверить, что бывшие добрые соседи в один миг обернутся грабителями и жестокими убийцами.

На Кравицу и окрестности бойцы 28-й бригады АрБиГ (армия Боснии и Герцеговины) напали рано утром на православное Рождество 1993 года сразу в нескольких местах. Мирные жители пытались найти спасение в Кравице, ведь там было несколько десятков вооруженных сербов-ополченцев, но очень скоро стало понятно, что надеждам этим не суждено сбыться, с разных сторон зазвучали выстрелы, заполыхали сербские дома. Кроме непосредственно военнослужащих из отрядов Орича в нападении принимали участие и так называемые торбари – условно мирные жители-мусульмане, формально не подчиняющиеся командованию 28 бригады, но постоянно сопровождающие ее отряды в набегах. Цель торбарей – в первую очередь грабеж мирного населения. Впоследствии именно из-за их присутствия Орич был оправдан судом Боснии и не признан военным преступником.

В общей сложности около 3000 бойцов АрБих и торбарей отправились на зачистку сербских территорий.

Вот что вспоминает Желько Лазич о Рождестве 1993 года:

– Тот день я встретил в первой линии обороны села Кравица. Некоторые села поблизости уже горели, например Маричи и Мандичи были уничтожены полностью, кругом царила паника и неразбериха. Около 8-9 утра стало понятно, что Кравицу не отстоять, нужно уходить. Но все же нашлись люди, которые отказались покидать свои дома в надежде на чудо. Но чуда не произошло, они все погибли. Убивали стариков, женщин, детей. Многие погибли, когда бежали к Дрине (спасительная граница с Сербией). Ранено было около 80 моих соседей.

О судьбе семьи Дмитриевич рассказывает Лильяна Булатович. «Глава семьи тогда служил в армии. Старшим мужчиной стал 14-летний сын. Именно он посадил в машину мать и двух младших братьев и поехал к мосту через Дрину в надежде перебраться в безопасное место в Сербию. Со стороны мусульман их обстрелял снайпер. Младший брат Александр погиб на месте, среднего снайпер ранил в шею, 11-летний мальчик оказался полностью парализован и умер спустя полгода в госпитале в Белграде. И даже спустя много лет мать каждый год приезжала к этому мосту и вспоминала своих сыновей».

– Семь жителей Кравицы были схвачены и увезены в сторону Сребреницы, о судьбе пятерых из них до сих пор ничего не известно, в том числе о двух женщинах, – рассказывает Радойка Филипович , председатель Общинной организации членов семей попавших в плен и погибших бойцов ВРС и гражданских лиц, пропавших без вести общины Братунац.

Существуют многочисленные доказательства, свидетельские показания, фотографии, подтверждающие преступления в Кравице. Особенно сильное впечатление оставляют фотографии, снятые самими военнослужащими 28 бригады Орича в центре Кравицы.

Раденко Миланович, первый командир ополчения Кравицы в Отечественной войне сербского народа так же говорит о существовании огромного количества доказательств преступлений в районе Кравицы. Он так же подчеркивает, что больше всего боли принесло то, что преступления совершались в большой православный праздник, это же лучше всего говорит о позорном и подлом характере бывших соседей, которые напали в Рождество и уничтожили Кравицу.

Кто идет на Рождество в Кравицу?

Всего в кровавое Рождество 1993 года в окрестностях Братунаца было убито 114 мирных жителей, без одного или обоих родителей остался 101 ребенок, сожжено 688 домов сербов, несколько тысяч человек вынуждены были покинуть родные очаги, уничтожено около 2000 различных объектов инфраструктуры, из них 27, имеющих социальное значение, осквернены православные церкви и кладбища, убит священник, раскопаны могилы.

Всего 158 жителей Кравицы погибли в Отечественной войне 1992-1995 годов, а во всем Среднем Подринье – 3267, подавляющее большинство – мирные жители, погибшие в 1992-1993 годах, то есть за несколько лет до событий в Сребренице июля 1995 года.

После того, как военнослужащие АрБиГ покинули окрестности Кравицы и мирные жители частично начали возвращаться, сразу было обнаружено только семь тел убитых сербов, еще 42 изуродованных тела найдены в течение двух с половиной месяцев. Самому младшему погибшему в Кравице было всего 4 года, а самой старшей – 84.

С начала 1992 года по середину 1995 вооруженные силы мусульман из Сребреницы постоянно нападали на сербские села в районе Братунца, Зворника, Милича, убивая всех, кого могут, уничтожая и сжигая дома и имущество мирных жителей, а самих их отправляли в концлагеря, где они подвергались пыткам и многие были зверски замучены. Зафиксированы факты отрезания голов пленным сербам, а Ненада Ранкича заживо зажарили над костром на вертеле. Даже после того, как в апреле 1993 года анклав в Сребренице был объявлен демилитаризованной зоной и взят под охрану войсками ООН, все эти зверства не прекратились.

В 1992 году, с началом боевых действий, в Сребренице остались в своих домах около 50 сербов, лояльных к власти бошняков, до конца войны дожила только одна пожилая женщина, ее соседку Иванку Миркович нашли убитой на пороге родного дома в июле 1995 года.

Судьба большинства пропавших без вести сербов из Среднего Подринья так и остается неизвестной и никто так и не ответил за эти преступления. Более того, когда в районе села Залази были обнаружены останки 10 расстрелянных жителей этого села, сербов по национальности, были попытки похоронить их на мемориальном мусульманском кладбище в Поточари, как жертв геноцида мусульман Сребреницы, изо всех сил затягивалось проведение различных экспертиз, выдача документов, предпринимались даже попытки выкрасть останки.

Кто идет на Рождество в Кравицу?

Именно потому, что нападение на Кравицу произошло на один из самых старых и почитаемых православных праздников Рождество, оно стало неким символом геноцида всего сербского народа в Среднем Подринье. В 1992-1993 годах речь шла не о взаимных этических чистках, хотя и они, конечно, имели место быть, а о физическом уничтожении или выдавливании с этих территорий сербов, превращение ее в моноэтническую и моноконфессиональную.

Алия Изетбегович так писал в своей книге «Исламская декларация, за которую был осужден в 1983 году на 14 лет лишения свободы: «На вопрос: «Что такое мусульманское общество? ” наш ответ – сообщество, состоящее из мусульман, и мы считаем, что этот ответ говорит обо всем или почти обо всем… Только люди, прошедшие испытания и обучение, собранные вместе в прочной, однородной организации может выиграть борьбу за исламский порядок и полную реконструкцию исламского общества…Исламское движение должно начать брать власть, как только оно станет достаточно сильным морально и численно». То есть Изетбегович прямо указывает, что стремится к обществу, состоящему только из мусульман и стремиться к построению этого общества нужно через войну и совместные испытания, а начинать войну нужно, как только позволит численность сторонников построения мусульманского общества.

Идеи Изетбеговича нашли широкую поддержку у мусульманского населения Среднего Подринья, об этом говорит хотя бы тот факт, что среди военнослужащих 28 бригады АрБиГ и «мирных мусульман» стала очень популярной песенка «Кто идет на Рождество в Кравицу».

 

Елена Шахова, заместитель командира поискового объединения «Крутояр», член регионального совета Поискового движения России и Военно-исторического общества.

[email protected]

vk.com/e.shakhova74

Поделиться новостью