Был такой Кароль Фернбах, и пусть венценосной особой он не являлся, деньжат у него водилось побольше, чем у иных монархов. Жил он, собственно, на стыке 19 и 20 веков, на нынешней границе Венгрии и Сербии, тогда-то вся Бачка была Австро-Венгрией, но разница культур ощущалась. Торговал зерном, собственно, тут он и был в полном смысле золотой король.
А ещё в то же самое время жил Ференц Райхл, венгр по происхождению, апатинец по рождению. Вот он-то и впитал в себя союз двух культур, выразив его в особом архитектурном стиле, называемом Бачкой Сецессией, в котором воздвигнута чуть не вся Суботица, даром что она – Банат, Райхл-то из Бачки.
И вот однажды они встретились. Кароль из Сомбора и Ференц из Апатина, где Фернбах имел много немецких братьев, которым знаменитый архитектор уже воздвиг дома. По легенде народной, торговец зерном был натурально вампир! Разумеется, тому была и совершенно прозаичная причина, в те времена крестьяне нередко закладывали пшеницу крупным производителям — под грабительский процент, конечно. Даже слово ростовщик по-сербски будет «зеленаш», в том смысле, что можешь денег от него получить, когда колосья ещё зелёные.
Так или иначе, Каролю нравился созданный о нём образ, и неподалёку от села Алекса Шантич, которое по-венгерски звалось Баба Пуста, он заказал у художника одноимённый дворец, но в трансильванском стиле. Чтоб как у Дракулы. Кто знает, может, он и правда был вампир?
И ещё одна загадка, отчего одни источники указывают в качестве архитектора знаменитого апатинца, другие же настаивают на венгре Реже Хикише?
Впрочем, она легко объясняется задачей хозяина – скрыть и от проектировщиков тайник с золотом. Который безуспешно, но усердно искали, и не раз, чему свидетельство — грубо вскрытый пол в домашней часовне.
Первый обыск, весьма аккуратный, прошел сразу после войны, ничего не найдя, руководство СФЮР сделало из старого дворца бани и здравницу. Дабы трудящиеся имели, где смягчить свои мозоли. Тому свидетельство и относительно свежая кафельная плитка и всевозможные трубопроводные коммуникации.
Однако объект не пережил режим. И постепенно пришёл в забвенное, заброшенное состояние, печальным свидетельством былого могущества оставив лишь бумаги в разорённой бухгалтерии.
Сегодня, к сожалению, это не более чем хорошее место для сталкерских фото. С выбитыми оконными проемами и лестничными пролетами, уходящими в неведомые дали. Подобраться к этому доброму, тем не менее, не так сложно, если следовать от Алекса Шантича, только не от Чонопли и пересохшего озера.
Добрыня Балканыч