Солнце раннее ласкает стены маленького храма в крохотном селе на севере Сербии с венгерским название Чонопля. Рядом вдоль дороги стоят машины с триколором и орлом. В прицепе трактора покоится дубок. Утром накануне Рождества по традиции, как следовало, отцы и старшие сыновья сходили в лес, где, пожелав доброго утра и мира Божьего, срубили молодой бадняк. А теперь законный отдых.
– Рус, ракию будешь?
– Так ведь пост ещё…
– А нам церковь дозволяет первую утреннюю.
Городские построже. Трезвые. Здесь и бадняк на рынке продаётся веточками. Позднее их понесут в церковь и дом, где женщины будут встречать пожеланиями доброго Баднего Вечера.
С наступлением вечера по всему селу вознесётся пламя костров в тёмное небо, и самый большой и главный — по традиции у храма. Однако сербы исповедуют своеобразное православие, я бы сказал, домачинское, домашнее. Потому хоть храмы и полны на службу Рождественскую, но немалая доля людей у семейных костров проводит этот вечер. Потому через каждый десяток домов, где реже, где чаще пламя играет в отражении бутылок и сосредоточенных лиц.
– Ай, рус, доджи (подойди) выпей нешто (что-нибудь)!
Рядом столик с ракией, вином. Всё своё, домашнее. Принимаю рюмочку. Набираю свежего вечернего воздуха в грудь. Сербы вслед за мной выпрямляются, расправляя плечи, каждый по своей ширине. Нет ничего более серьёзного для хранителя дома на Балканах, чем бдение в рождественскую ночь, а иногда и три последующие.
Избранный хранитель огня – мой знакомец Бранко. Ему надлежит стоять с лопатою всю ночь. Он самый крупный и крепкий. Ближе к полуночи друзья поддержат его пальбой из настоящих ружей, сосед полицейский – из табельной пукалки. Мальчишки — петардами. Псы подхватят шум и поднимут вой на всю округу. А пламя вздымается до самого чёрного неба, где светит полумесяц…
Во времена Османской империи на Балканах у турок была забава – в ночь на Рождество разорять православные дома. Особенно радовались они, если в день рождения Иисуса им попадались младенцы.
Посему и повелась традиция бдеть ночью у большого костра. Там и тут нынче она трансформировалась в Бадни Дан, и уже не каждый, кто повсеместно лепит на решётку радиатора машины дубовую ветку, вспомнит, к чему это он делает.
В это же самое время у сельской церкви горит костёр для прихожан. Тут нет ни ракии, ни вина. Зато незадолго до этого детям раздавали конфеты. Местный священник пытается объяснить людям, что Рождество – это не второй Новый год. И что нет нужды палить из ружей и взрывать петарды, ибо нет османских захватчиков, а есть мир и тихий праздник прихода Спасителя в наш мир. Потому и чествовать его нужно спокойно и смиренно. Но без фарисейства, выпить с паствой рюмочку батюшка соглашается.
Бадни вечер у церкви это тот случай, когда город и село сербское не различаются. К храму стекаются люди охотно, тем более что во дворе многоквартирных домов костры не пожжешь, однако встречаются и такие случаи. Так же священник приветствует народ, так же не возбраняет выпить, но напоминает об умеренности в ночь Божьего рождения. Так же желает мирного неба над головой.
Так прошли Бадни день и вечер в Кляичево, Сомборе и Апатине.
Добрыня Балканыч