Неманя Шарович из партии «Любовь, вера, надежда» и Мирослав Парович из Движения за народную свободу представили у черного входа в парламент Сербии новые документы по корпорации «Рио Тинто».
Политики передали в офис Скупщины Сербии документы, которые, по их мнению, поведут сессию по литию в направлении, которое будет «гораздо менее подходящим для режима, чем то, что сейчас происходит на сессии».
«Аргументы должны обсуждаться, и вопрос лития не должен подниматься как политический вопрос, а прежде всего как вопрос жизни. Шагом в правильном направлении стал анализ экономических эффектов, подписанный Зораном Дракуличем и группой сербских экономистов», — заявил Шарович.
Он отметил, что существует разница между текстом на английском языке и переведенным на сербский язык в учредительном акте Rio Tinto, добавив, что в английском документе говорится об ответственности Rio Tinto, а в сербском — об «ответственности по обязательствам».
Он заявил, что в тексте указано, что в случае международного арбитража основным будет сербский язык, и таким образом, по его словам, предотвращается любая ответственность Rio Tinto за экологическую катастрофу.
«Убытки Rio Tinto на данный момент составляют полмиллиарда евро, а это значит, что она никогда не будет платить налоги в Сербии. В прошлом году сообщалось об убытке в размере 100 миллионов евро, а за последние два года – 174 миллиона евро. Если проект в Сербии остановили, если деньги не были потрачены на добычу полезных ископаемых, то они пошли на коррупцию, это более чем ясно», — заявил Шарович.
«Рио Сава» не будет платить налог в Сербии, поскольку, как заявил Шарович, даже если проект «Ядар» будет завершен, эта компания будет годами покрывать большие убытки.
Семьдесят процентов «Рио Сава» принадлежат основной компании Rio Tinto Minerals, а тридцать процентов — «Rio Tinto Nominees», — заявил Шарович.
«Номинальные держатели» — это форма структуры собственности, которая, по его словам, используется для сокрытия реальных владельцев, но которая также позволяет, по его словам, отмывать деньги, а также для кого-то из Сербии быть основным акционером «Рио Сава», о чем граждане Сербии никогда не узнают.
У Rio Tinto также есть компания Rio Tinto Nominees в других странах, но на два-три процента, а в Сербии — на тридцать процентов, заявил он.
«Сербия — единственная страна, где Rio Tinto реализует проекты, где у государства нет доли в компании, которая составляет до 2-30%, я бы сказал, что кто-то подменил долю государства на свою долю в прибыли», — отметил Шарович.
Парович заявил, что дата основания «Рио Сава» приходится на 2021 год, что показывает, по его словам, что Rio Tinto преимущественно начала работать в Сербии в период правления нынешней власти.
Он также сказал, что работа Rio Tinto велась и до этого правительства, но что компания Rio Tinto Nominees появилась именно сейчас.
«У нас сложилась ситуация, когда мы обсуждаем стратегически важный проект, и мы не знаем, кому будет принадлежать 30% проекта. То есть мы знаем, что указанные лица не являются реальными владельцами. В своем отчете за 2023 год они аудиту не подлежат, писать можно что угодно, в отчете говорится, что 3 апреля 2024 года номинальный представитель Rio Tinto выплатил «Рио Сава» $54 миллиона. Сербия на момент остановки проекта «Ядар» через эту скандальную компанию заплатила «Рио Саве» 54 миллиона долларов. Кому это досталось, следующим шагом будет то, что Конституционный суд отменил решение правительства, у нас внезапно началась литиевая лихорадка, и мы получили… подписание контракта», — сказал Парович.