Без поддержки России и Сербии ни Македония, ни Черногория не смогут сохраниться как суверенные целостные государства, а Босния и Герцеговина так и будет продолжать неэффективно функционировать на принципах глубокой межэтнической разобщенности. Об этом сегодня рассказал боснийский эксперт в области безопасности Джевад Галияшевич.
По мнению аналитика, варварское поведение албанцев в Черногории, устроивших 21 мая в День независимости государства военные сборы на горе Румия и взявших штурмом храм Святой Троицы, согласовано с их патронами из США и Германии.
«Албанцы получили сигнал, – подчеркнул Галияшевич. – Они в настоящее время представляют этнический потенциал западной геополитики, за которой стоят американцы и немцы. И они точно получили сигнал к действию. Черногория сейчас находится на пути к своей федерализации. Практически до города Бар будет происходить повсеместное увеличение давления албанцами на черногорские власти. Они уже практически достигли своих целей в Македонии, получив под свой контроль парламент и приступив к формированию правительства. Следующая на очереди Черногория, которая не в состоянии защитить собственную государственность без помощи Сербии. Хочу отметить, что еще никогда в истории Черногория, как Македония и Босния, не были самостоятельными государствами, если только они не находились под зонтиком Сербии, которая в свою очередь имела сильную поддержку России. Можно констатировать, что без поддержки России и Сербии ни Македония, ни Черногория не смогут сохраниться как государства, а Босния и Герцеговина так и будет неэффективно функционировать на принципах глубокой межэтнической разобщенности».
Эксперт особо подчеркнул то, что, по его мнению, Черногория так и не вынесла уроков ни из своей, ни из чужой истории и, скорее всего, потеряет часть своей территории.
«140 лет назад на Берлинском конгрессе ключевые игроки, прежде всего, Германия и Австро-Венгрия, желая оторвать Черногорию от Сербии признали ее независимым государством. Тоже самое было сделано и в отношении Боснии и Герцеговины, в отношении которой мандат на оккупацию был предоставлен Австро-Венгрии. Итак, 140 лет спустя сложилась аналогичная ситуация, которую действующим властям Черногории не удалось понять – это то, что вхождением в НАТО она не получила никаких гарантий сохранения территориального суверенитета. Это является ключевой внешнеполитической ошибкой Подгорицы. Они забыли о войнах, которые вели между собой государства – члены НАТО: конфликты Испании и Великобритании, Греции и Турции. В ходе них границы менялись на земле и на суше. А ведь у Черногории еще не урегулирован вопрос границы с Косово. Интересно, на чьей стороне в данном вопросе выступят западники?», – задается риторическим вопросом Галияшевич.
Между тем
В российском внешнеполитическом ведомстве “с особой озабоченностью восприняли ряд недавних заявлений различных албанских политиков относительно перекройки границ на Балканах”.
“Констатируем, что под шумок голословных обвинений России в попытках дестабилизации положения в Юго-Восточной Европе предпринимаются меры по претворению в жизнь великоалбанского проекта – теперь с опорой на конституцию Албании, которая дает Тиране право на защиту интересов албанцев за рубежом. Под прикрытием лицемерных разговоров о стабилизации в регионе под “зонтиком” НАТО происходит расшатывание основ стабильности, взят курс на перекройку балканских границ, резко повышающий градус конфликтного потенциала, – говорится в комментарии МИД России. – Характерно, что основные покровители Тираны и Приштины – США и ЕС – либо робко отмалчиваются, либо отделываются общими ничего не значащими фразами”.
Напомним, что идея создания “Великой Албании” была сформулирована албанскими интеллектуалами, состоящими в масонских ложах Европы, при непосредственном участии запада в XIX веке. Суть ее сводилась к воссоединению всех территорий, где проживающий албанский этнос превалирует над государствообразующим. Речь идет о районах на северо-западе Македонии, юге Черногории и Сербии, в том числе Косово, севере Греции.
Современные идеологи “Великой Албании” в качестве основного требования выдвигают слияние Косово и Албании, а в дальнейшем и объединение всех албанонаселенных районов Балкан.
Примечательно, что согласно последним опросам общественного мнения, указанные идеи поддерживают более 80 процентов населения Косово, свыше 70 процентов жителей Албании, а также более половины македонских албанцев. При этом респонденты ссылаются на исторические факторы, главными из которых считают нерешенность “албанского национального вопроса” на Балканах, игнорирование великими державами на протяжении последних 150 лет государственных и политических требований албанского народа.
Александр Борисов (Подгорица)